Этот текст я хочу посвятить «хроническим» больным, а по сути - каждому из нас, ведь рано или поздно все мы пополним этот немалый легион.
Итак.
Все люди, потерявшие в качестве жизни, вынуждены адаптироваться к новым условиям.
А это ой как непросто.
И поэтому к имеющимся физическим страданиям у них быстро добавляются психологические: агрессия, обида, раздражительность.
На первый план, когда сталкиваешься с большой личной драмой и точно знаешь, что это навсегда, выходит поиск способов совладания с горем.
Надо сказать, что существуют страны, где работает единая служба реабилитации. Там врач, поставивший диагноз, сразу направляет пациента к своим коллегам, которые реализуют разные аспекты психологической помощи: принятие своей болезни, перестройку ценностей, формирование отношения к возникшей ситуации, проработку психосоматических причин.
У нас, к сожалению, в плане вариантов хоть какого-то ослабления психического дискомфорта и способов психологической защиты, - кто во что горазд.
Чаще всего из-за неумения справиться со свалившимся грузом такие пациенты делают попытки отрицания, вытеснения проблем, и всеми силами уходят от осознания факторов, приведших их в эту точку.
Но всё равно, сколько ни прячь голову в песок, а в какой-то момент встает вопрос выбора дальнейшей стратегии: просить помощи или действовать самому, плыть по течению или бороться.
С одной стороны, выбираемые способы зависят от личности, а с другой - доказано, что у одного и того же пациента в ремиссии и в обострении будет несколько разный жизненный «почерк».
Знаете, в психологии есть понятие интернальности и экстернальности.
Это как бы совокупность взглядов человека на причины происходящих с ним событий, на личную ответственность, на подходы к решению проблем.
Существует даже известный парадокс на эту тему: человек склонен приписывать удачи себе, а неудачи - внешним причинам.
Я, собственно, к чему.
Люди-интерналы обладают адекватной самооценкой, имеют активную социальную позицию, умеют за себя постоять, обладают критическим мышлением.
Экстерналы же тревожны, неуверенны в себе и своих силах, внушаемы и склонны бесконечно оттягивать решение проблем.
Если проще, то первых заботит вопрос «что делать», а вторых - «кто виноват».
Так вот, в периоды ремиссии заболевания, когда и физическое, и психологическое самочувствие больного весьма неплохи, его отличает хороший уровень интернальности (с поправкой на её исходный уровень, конечно).
Но чем сильнее обострение, тем больше сужаются возможности психологических защит, и тем ярче человек погружается в экстернальность, негативные прогнозы и пессимизм.
К сожалению, обострение «психического» тащит за собой обострение «физического», и круг замыкается.
Но всегда есть вариант - попробовать его разомкнуть с помощью «инженеров человеческих душ».
Берегите себя!