Я не устану повторять, что кино это отличный путеводитель в прошлое. За последний месяц я пересмотрел массу фильмов снятых советскими кинематографистами в 30-е годы. И заметил в них одну особенность, с 1936 года из кадра очень быстро начали исчезать автомобили ГАЗ-А. А ведь эта гордость первых пятилеток преподносилось как достижение социалистического строя. К тому же все неожиданно забыли, что автомобиль к СССР имел опосредованное отношение. Ведь и отстроенный на Волге завод в Горьком, как и первые модели легковых автомобилей ГАЗ-А и грузовиков ГАЗ-АА имели американские корни, поскольку были целиком закуплены у господина Генри Форда. Кстати, собирались эти машины и в Москве, силами завода КИМ(современный Москвич) вплоть до 1936 года. Вот превратности судьбы, с чего начали, к тому и пришли снова. Но сегодня речь не об этом.
Автомобиль всегда и везде остается непременным атрибутом любого города. А поскольку отечественное кино от начала и до конца было довольно сильно идеологизированно, то в нем нужно было показывать красивую и современную картинку, что бы убедить население в правильности выбранного партией и правительством курса. Впрочем, идеальные, как бы сегодня сказали отфотошопленные кадры, показывали и на западе, как бы намекая на то, что мы живем много лучше, чем они.
Именно поэтому "увядшую гордость" страны ГАЗ-А, с выводом в производство в марте 1936 года новой модели М-1, было решено просто убрать из столичных городов и отправить на периферию. В буквальном смысле, а постановление Совнаркома вышло 15 июня 1937 года, ГАЗ-А подвергли самым настоящим репрессиям, кстати под горячую руку попали и ни в чем неповинные Ford-A. Как бы там ни было, но "старые" машины нужно было, в кратчайшие сроки, обменять на новые. И всем было плевать, что завод в Горьком не справляется с выпуском товарной продукции. Причем в принудительном порядке этому обмену подлежали не только государственные авто, но и находившиеся в частных руках. Нет, не подумайте, никто в свободную продажу машины не пускал, они выдавались героям и всяческим орденоносцам и заслуженным деятелям.
Однако дело шло туго. И тогда 20 апреля 1937 года выходит уже новое совместное поставление ЦК ВКП(б) и Совнаркома гласившее: в обязательном порядке обменять устаревшие машины на новые. А в июле того же 37-го Совнарком вообще запрещал движение автомобилей ГАЗ-А/Ford-A, правда подчеркивалось, что только фаэтонов по улицам центральных городов. Те, кому "эмочки" не достались вообще должен был остаться "без колес". Это к вопросу о самом справедливом обществе на свете.
Кстати именно в кино эти шаги нашли свое отражение в полной мере. Смотрите, в фильме "Цирк" ГАЗ-А можно заметить лишь мельком. А вот в картине 1938 года "Новая Москва" мы видим "красный Форд" только на периферии. Зато нам дают возможность вдоволь налюбоваться на новенький М-1 колесящий по улицам и проспектам столицы.
В картине "Волга-Волга", вроде бы и улиц почти нет, но и тут хитрый Григорий Александров, сумел угодить начальству. Мы видим целый паром с готовой продукцией Горьковского завода.
Вот и скажите мне потом, что кино это не самая яркая картинка отражающая действительность. Наверное только у нас можно было, вот так вот волевым приказом, заставить людей поменять свои машины. И не важно, эксплуатировали они государственными учреждениями или частными лицами.