Как часто мы принимаем за манипуляции то, что ими не является? И может ли на самом деле нами манипулировать кто-то, кроме нас самих?
О манипуляциях и манипуляторах лучше всего сказал Уильям наш Шекспир в своей бессмертной пьесе "Гамлет". Иногда мне кажется, что там есть ответы на вообще все вопросы, касающиеся взаимоотношений людей. Есть там сцена с флейтой - простая и гениальная. Не думаю, что хоть один автор блога смог бы так ёмко разоблачить идею манипуляторства.
Кому лень читать, вкратце: Гамлет настойчиво и максимально вежливо просит Гильденстерна сыграть на флейте красивую мелодию. Гильденстерн отказывается под железобетонным предлогом, что не умеет. Даже не знает, как держать эту флейту. И Гамлет задаёт чрезвычайно логичный вопрос: "А как же ты собрался играть на мне? Если не можешь сыграть на инструменте, для этого предназначенном?"
"Черт возьми, или, по-вашему, на мне легче играть, чем на дудке?"
- резонно спрашивает Гамлет.
Вот уж иллюстрация, так иллюстрация! Четыреста лет прошло, а ничего не изменилось.
Для того, чтобы научиться играть на музыкальном инструменте нам требуются годы. Да и то, не у каждого получается. Однако, лично мне попадались, например, такие утверждения, что даже новорожденный ребёнок плачет не потому, что ему что-то не так (голоден, мокрый, болит, неудобно лежать, соскучился по маме и т.д.), а потому что МАНИПУЛИРУЕТ! Только родился, а уже умеет играть на Гамлете на другом человеке!
Приведу не такой красивый пример, как у Шекспира, но чуть-чуть более современный.
Вот сидит некий Олег на сайте знакомств или в других соцсетях. Настраивает фильтр на пользователей женского пола определённого возраста, находящихся в определённой местности. Допустим, в фильтр попало 30 женщин. Всем им, невзирая на качество и содержание их фото, при помощи простого инструмента "скопировать/вставить" он отправляет одно и то же сообщение:
-Привет, красавица, познакомимся?
Кто-то уже это сообщение называет манипуляцией. Видели, как ловко он цепляет женщин, называя их красавицами? Женщины, непривычные к такому обращению, конечно, "клюют".
Но фишка тут не в том, что из тридцати, может быть, две ответят. А в том, что 28 пропустили это сообщение. Как спам. А две не пропустили. Почему? Что именно послужило для них мотивацией ответить Олегу? Может, одной из них было просто скучно, имелся досуг, чтоб ответить, она подумала: "Почему бы и нет?" А вторая только что из развода или другого травмирующего события и ей просто хочется пообщаться с кем-нибудь, кто не знает о её проблемах?
Это я к тому, что на сообщение Олега дамы "клюнули" не потому, что он такой ловкий манипулятор, а потому, что статистически существуют женщины с соответствующим внутренним состоянием и обстоятельствами, которые позволяют им включиться в диалог. И чем шире Олег раскинет сеть, тем выше шанс заполучить больше "рыбы". Но можно ли назвать это манипуляцией?
При дальнейшем общении первая бросит диалог, как только он ей надоест. А вторая (допустим, Оля) по неопытности или в силу других обстоятельств "западёт" на этого Олега. Хотя у него таких Оль, может быть пара десятков. И он не манипулирует конкретно ей - ему вообще всё равно.
Потом этот Олег будет периодически исчезать и появляться на олином горизонте (кажется, это называется "удержание на крючке"), то заваливать комплиментами, а то игнорировать общение (эмоциональные качели), что Оля будет расценивать, как попытку манипулировать именно ей! В том числе и благодаря множеству психологов, рассказывающих Оле (на самом деле не только ей, но Оля у себя одна) обо всех этих трюках.
То есть, она будет воображать, что Олег специально так ведёт себя с ней, чтобы получше "влюбить" в себя, заставить ревновать и прочее. А на самом деле, всё это - самообман. Потому что, Олегу на Олю наплевать - она лишь номер в его списке. Если она ему не ответит, он даже не заметит. Он заметит только тех, кто ответил.
Заскучал, расстался с очередной пассией - отправляет "приветкакдела? чёделаешь?" при помощи того же "скопировать/вставить" двадцати абонентам, кто первый ответил - тот и дypа. Для него.
А Оля скучает, переживает, радуется, когда Олег отправляет ей сообщения! Для неё всё по-настоящему! У неё настоящие эмоции и чувства. Но появились ли они в результате осознанных манипуляций Олега? Или эти чувства возникли потому, что Оля сама их хотела, сама была к ним готова и сама себе их внушила, в конце концов?
Недавно в мужском блоге, разоблачающих "плохих, негодных бапп", я прочла приблизительно такое:
"Женщина, выставляющая фото в купальнике в социальную сеть - уже манипулирует тобой! Вот она сфотографировалась в соблазнительной позе, открыв больше, чем полагается. А если ты напишешь ей, она ответит, что "нитакая" или вообще не ответит. Это уже манипуляция! Потому что она же специально выставила такое фото, чтоб ты ей написал! Значит, она хочет знакомства с тобой, но начинает знакомство с манипуляций!"
Как же я "хохоталась", прочтя это! Потому что, женщина, даже не имеющая никаких откровенных фото, получает несколько "приветкрасавицапознакомимся?" в день. Некоторые с дикпиками. Я это точно знаю. У меня в какой-то соцсети со времён не закрытого почтового ящика пара десятков подобных не удалённых сообщений (без неприличных фотокарточек, конечно), потому что в какой-то момент мне стало лень их удалять. И что, надо всем отвечать?
Но с другой стороны, всё это уже не смешно, потому что, автор того блога (как и множество других психологов) внушает своим читателям мысль, что вообще все женщины (мужчины) хотят манипулировать именно им! Эта мысль очень по душе современному эгоцентричному человеку. А может, та девушка только для одного конкретного парня выставила это фото, а вовсе не для тебя? Вот, о чём, по идее, должны постоянно напоминать психологи.
Так кто же тут манипулятор?
Кто мог манипулировать Гамлетом, кроме него самого? Если кто не помнит, Гамлет и ДО встречи с тенью своего отца был недоволен происходящим в Датском королевстве. Он был морально готов к конфликту и хотел его. Как опять же резонно замечают Гильденстерн и Розенкранц в фанфике "Гильденстерн и Розенкранц мертвы": "У него недавно умер отец, мать вышла замуж за дядю, когда не прошло ещё и двух месяцев после похорон. При этом Гамлет мог бы стать королём, если бы мать не вышла замуж. А они ломают голову, чего он такой грустный?" В пьесе, кстати, высказывается предположение, что при всех прочих входящих Гамлет, конечно, грустит из-за бабы: Офелия не даёт. Говорю же - гениальное произведение!