Найти тему
Записки о самолетах

Ил-112 - всё.

Судя по заявлениям, мелькающим в разных источниках, проект Ил-112 закрывают окончательно. Причиной стала невозможность в разумные сроки довести двигатели ТВ7-117СТ до необходимых показателей. Модификация -СТ изначально создавалась довольно напряженной по температурному режиму, а затем еще и форсировали на 500 л.с., путем дальнейшего повышения температуры. В приницпе, изначально было понятно, результат будет хрупким и проблемным по ресурсу, но, вероятно, надеялись как-то довести в будущем. Теперь же этого будущего у двигателя нет.

Ил-112В начинал создаваться в 90-х годах прошлого века. Восемь лет работы не привели к первому полету, и проект приостановили первый раз. К 2011 году Минобороны решило отказаться от долгостроя и прекратило финансирование ОКР совсем. В качестве альтернативы рассматривался российско-украинский проект - Ан-140, который планировали собирать в Воронеже или Самаре, но в 2014 году вопрос с украинским самолетом был закрыт, как оказалось, навсегда.
В итоге, вообще не имея альтернативных вариантов, Минобороны в 2014 году снова пришло к ПАО «Ил» и заключило контракт на завершение ОКР и постройку трех машин, опытового и двух летных экземпляров. Стоимость работ оставила 7,9 млрд рублей.

Фюзеляж первого Ил-112В собрали к декабрю 2016 года. Но работы по новому самолёту шли удручающе медленно: первый полет состоялся только в марте 2019 году, а между первым и вторым полетом прошел 1 год и 1 месяц! Все это время ушло на исправление недостатков, выявленных в первом полете. Тогда же начала появляться информация о том, что Ил-112, мягко говоря, очень далёк от заявленных характеристик. Стало известно об огромной перетяжеленности самолета и нарушенной центровке.

Катастрофа во время четвертого по счету полета полностью остановила все работы по самолету «до выяснения причин катастрофы», хотя и так было ясно, что самолет был не готов к демонстрационным полетам ни в малейшей степени.
22 февраля 2022 года было объявлено, что все работы по производству Ил-112В, в том числе и работы по сборке на ВАСО второго и третьего опытных образцов, приостановлены до завершения расследования катастрофы с первым самолетом. Никаких новостей о возобновлении работы над проектом с того времени так и не появилось. Скорее всего, история Ил-112 на этом и завершается, а уже построенные фюзеляжи будут отправлены на слом.

Но лёгкий военно-транспортный самолет нашей армии всё ещё нужен, как воздух, так что поговорим теперь о перспективах. В большинстве современных проектов в авиационной отрасли конструкторы сталкиваются с отсутствием двигателей - то есть, сначала разрабатывается самолёт, а уже после - под него придумывается двигатель. Новый же проект, по сообщениям в сми, будет строиться вокруг уже существующего двигателя - ПД-8.

Однако, сравнивать ПД-8 и ТВ-7 не корректно, это - совершенно разные двигатели и по характеристикам, и по назначению, и по технологичности: ПД-8 имеет тягу 7.5 тонн и вес 2.3 тонны против 3.1 тонны тяги и 550кг веса ТВ7-117СТ. Кроме того, это ТРДД, а не ТВД. То есть, очевидно, что просто поставить на существующий планер Ил-112 ПД-8 - бессмысленно. Проект требует полной переработки, что ведёт за собой, фактически, создание нового самолёта с нуля.


Само собой, ни о каком "сохранении фюзеляжа", даже "в основном", как пишут отдельные источники, речи быть не может. Если отталкиваться от характеристик двигателя, то взлетный вес нового самолета может колебаться в район 50-60 тонн, а масса полезной нагрузки - около 15 тонн. Так что ни грузовой пол 112-го, рассчитанный на 5 тонн, не выдержит 15, а главное, не имеет смысл сохранять прежние размеры грузовой кабины. То есть, впереди полная переработка КСС фюзеляжа. Кроме того, изменится и стандартная высота полета - порядка 10-12 км высоты, как более выгодной для полетов, а не порядка 7-8, максимально доступных самолётам с ТВД.

О сохранении крыла также и речи быть не может, поскольку крыло, держащее до 20 тонн, 50-60 точно не выдержит - ни по полезной площади, ни по прочности. Кроме того, в него надо заливать примерно втрое больше керосина, да и вообще при проектировании самолета с ТРДД имеет бОльший смысл использовать стреловидное крыло. А это, помимо прочего, означает также и смену места крепления крыла к фюзеляжу на более переднее для сохранения центровки, и перерасчет всех основных характеристик самолета. Вопросом также остается сама компоновка самолета - понятно, что это должен быть высокоплан, но вот расположение двигателей вызывает некоторые вопросы.

Само собой, придется ставить новую топливную, СКВ, новые шасси, генераторы и т.д. Оставить можно будет только кабину (авионику) и частично бортовое оборудование.

При этом потребность в легких транспортах никуда не денется, транспорты с указанной задачей (до 1 самого большого двигателя ВВС и одного самого малого армейского транспорта), то есть, грузокабиной Ил-112 - всё равно востребованы, и по мере выбывания последних Ан-26 - всё острее и острее. Наверное, Ил-112 можно было бы модернизировать - поставив некие ТВД на основе газогенератора, например, от ПД-8, но решение, судя по всему, принято такое - на основе готовых ПД-8 в текущем их виде - ТРДД - создавать полностью новую машину. То есть, её появление откладывается на еще лет 5 (до первого испытательного полёта), а не 3, как было бы при сохранении конструкции.

Ил-112: будущее Российской транспортной авиации.
Записки о самолетах11 января 2020
Ил-112: а что у других?
Записки о самолетах15 января 2020

Спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь, мой рассказ был Вам интересен. Конечно, ощущения от таких новостей смешанные. Конечно, жду Вашего мнения в комментариях!
А еще я думаю, что вполне можно тыкнуть лайк и подписаться на канал)) Вам - несложно, мне - приятно ツ