Не ошибается только тот, кто ничего не делает - гласит народная поговорка. И с одной стороны - все так и есть. Ошибки это опыт, свои синяки и шишки. У каждого на нее есть право... или нет?
Есть ли право на ошибку у врачей? И какова ее цена?
ВРЕМЯ - САМЫЙ ЦЕННЫЙ РЕСУРС
Сложная моральная тема. К сожалению, врачебная ошибка может привести к непоправимым последствиям. Один неосторожный диагноз, вовремя не увиденные звоночки и...
Наша читательница Марина (имя изменено) уверена - именно ошибка врачей КБ №8 привела к смерти ее матери.
Но обо всем по порядку.
В конце мая мама Марины позвонила дочери и пожаловалась на плохое самочувствие. Сразу скажем - проблемы со здоровьем у мамы были и до этого. Марина посоветовала маме принять лекарство и отдохнуть. Легче маме не становилось: кружилась голова, тело было слабым, стопа потеряла чувствительность. Поняв, что тут нужна уже врачебная помощь, Марина везет мать в приемный покой КБ №8, где только через несколько часов они попадают к врачу-неврологу.
Он провел тесты, назначил КТ, анализ крови. В общем, свою работу вроде как сделал. И поставил диагноз: ЦВБ (цереброваскулярная болезнь, иначе говоря - нарушение кровообращения сосудов мозга). Выписал лечение и отпустил с миром.
Марина зорко следила, чтобы мама принимала лекарства, хорошо питалась, делала упражнения, в общем, соблюдала все-все рекомендации врача.
Но.
Маме становилось хуже день ото дня. Она теряла координацию, не могла сформулировать даже простые предложения, отказывалась есть, много нервничала и скандалила с дочерью. Мать чувствовала себя обузой, о чем постоянно говорила.
ОбРАТНЫЙ ОТСЧЕТ
Осознав, что что-то идет не так, Марина решает обратиться к другому врачу - частному.
- Врач проделала ровно все те же манипуляции, что и доктор в КБ № 8. Попросила встать, сесть, наклониться, в общем, от и до повторила действия предыдущего невролога. Даже вопросы задавала те же самые. А потом сказала, что у мамы инсульт. Один из признаков, так называемая «висячая стопа», причем доктор сильно удивлялась, как коллега не заметил этот симптом, хотя ему говорили об этом, - рассказывает Марина.
Маму срочно нужно было госпитализировать. Повезли на этот раз в Боровскую ЦРБ. Там снова анализы, проверки, исследования.
- Вы слишком поздно обратились...- холодным тоном подтвердили Марине инсульт у матери.
Слишком.
Поздно.
Но мы же все с вами верим в чудо, да? Вот и Марина верила. Да и мизерный шанс все равно был. Крохотный, почти невидимый, но был.
Мама чувствовала себя то лучше, то хуже. А потом все хуже и хуже.
В июне женщина умерла на руках у своей дочери.
- Я приехала к ней покормить и дать лекарство, начала переворачивать, чтобы помочь сменить позу... мама начала хрипеть. А потом агония. Через две минуты ее не стало... - Марина не сдерживает слез.
Скорая так и не успела приехать. Не успела спасти. Врачи констатировали смерть.
ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ ИЛИ ПО ЗАКОНУ?
А теперь время риторических вопросов. Если бы врач-невролог КБ №8 сразу заметил висячую стопу и вспомнил, что это признак инсульта, была бы мама Марины сейчас жива?
Возможно.
- Я считаю, что моей маме поставили неверный диагноз и назначили неверное лечение, что привело к смерти, - добавляет Марина.
Уже написаны обращения в прокуратуру, ФМБА и даже приемную Президента. Марина прекрасно понимает, что ее мать уже ничего не вернет, но не хочет, чтобы такие ошибки повторялись. Медицина - минное поле. Одно неверное движение, и...
По-человечески мы Марину понимаем. Прекрасно понимаем. Но что говорит закон?
Проверка внутри КБ №8 ФМБА России показала, что пациентке была оказана своевременная помощь, что рекомендации были даны полноценные, а предвестников инсульта никаких не обнаружено.
Беседуя со следователем, невролог так и не смог вспомнить, что был проинформирован о проблемах со стопой у матери Марины.
Марина же утверждает, что врачу все было сказано от и до. Да как было не заметить проблему со стопой, если мама не могла самостоятельно передвигаться? Пришлось даже просить помощи, чтобы усадить ее на кресло.
Сейчас назначены экспертизы. И если выяснится, что врачи действительно что-то проглядели, будет возбуждено дело. Пока же Марина получает лишь отказы и отписки.
Но сдаваться не собирается. Готовит пакет документов Председателю СК РФ Александру Бастрыкину.
Когда состоится экспертиза - тоже неясно. Четких дат у женщины нет. Но она готова ждать.