Найти тему
Александр Дедушка

Какое чувство должны нам внушать «духовные лица» (по словам св. Игнатия Брянчанинова)?

Духовные лица
Духовные лица

Кто-кто, а святитель Игнатий был хорошо знаком со многими «духовными лицами» своего времени. Поэтому к его словам стоит прислушаться.

Однажды он написал своему брату следующее:

«Весьма разумно делаешь, что не сводишь близкого знакомства ни с одним духовным лицом: такое знакомство может очень легко послужить ко вреду и весьма, весьма редко к пользе. Советуйся с книгами святителя Тихона, Димитрия Ростовского и Георгия Затворника; говори духовнику грехи твои – и только. Люди нашего века, в рясе ли они или во фраке, прежде всего внушают осторожность».

Что ж – все в соответствие и с его собственными представлениями и с пророчествами святых отцов об оскудении духовных наставников по мере дальнейшей деградации человечества.

«Деградировать» будут люди и их наставники, но только не опыт, который засвидетельствован святой жизнью истинных духовных наставников, сохраненный в лоне православной Церкви.

Некоторых из них святитель Игнатий называет – св. Тихон Задонский, св. Димитрий Ростовский, св. Георгий Затворник.

Разумеется, что список этот можно пополнить и другими именами великих святых, чей опыт пойдет на пользу жаждущему истинного духовного поучения.

Да – их опыт берем на вооружение, а конкретные грехи – духовнику, «и только» - как подчеркивает святитель.

«Осторожность» - вот главное чувство, которое должно нам внушать сближение с «людьми нашего века, в рясе ли они или во фраке».

Что ж – с людьми «во фраке» или современном «пиджаке» - все понятно.

Но почему и к духовным лицам тоже необходима осторожность?

Мы не будем приводить примеры «волков в овечьей шкуре», «оборотней в рясах»… Думаю, святитель Игнатий, хотя и имеет их в виду, но тоже не на них делает акцент.

Тут важно другое. Важны некоторые психологические особенности нашего восприятия, когда речь касается чего-то духовного.

Все духовное, в том числе и лица с ним связанные, автоматически идеализируются нашем подсознанием.

Нам хочется видеть здесь абсолютную святость и малейшее отступление от идеала не может не ранить наши внутренние ожидания.

Но в том-то и дело, то любой человек (кстати, даже святой) является носителем разного рода несовершенств и недостатков.

Если это лица духовные, то их недостатки будут неизбежно переноситься и на все их действия и то «духовное», выразителем которого они являются.

И тут два варианта: или эти люди будут отвергаться нами, или начнет профанироваться само «духовное».

Вот почему нужна очень большая, по словам святителя Игнатия, «осторожность» в общении с такими лицами.

Тем более, если такие лица облечены церковной властью.

Опять же эта власть сознанием верующего человека начинает абсолютизироваться. И авторитет должности этого духовного лица приводит к абсолютизации его власти.

И тогда повиновение этому человеку становится «священной обязанностью», когда каждый его «совет», «замечание» или «пожелание» требуют немедленного и беспрекословного повиновения.

И если у самого этого духовного лица не хватает мудрости отследить все негативные последствия своей властности, то вокруг него возникает нездоровая обстановка всеобщего раболепства и повиновения.

Все это - человеческая психология, увы - также испорченная и подверженная разного рода деформациям и падениям – и никуда от этого не деться.

Поэтому еще раз прислушаемся к советами святителя Игнатия.

От высоких духовных лиц лучше держаться подальше, а если все-таки приходится с ними знакомиться, то «осторожность» и еще раз «осторожность».