Найти тему

Волга - бояре

Пару недель назад в клубный чат сбросили ссылку на рассказ несостоявшегося волговода. История банальная настолько, что аж скулы сводит: детская мечта, «русский Мерседес», покупка убитого ведра за пятьдесят тысяч, вливание в него еще двухсот, дикое разочарование, продажа за сотку.

Что я могу сказать по этому поводу? За свою жизнь я встречал столько людей, искренне думавших, что «Волга» — это способ купить «Мерседес» по цене велосипеда, а потом не менее искренне удивлявшихся жестокой реальности, что ими можно было бы населить средних размеров районный центр. Особенно если добавить к ним любителей взять самое ведро по низу рынка и потом изумляться оттого, что оно просит каши, а также уверенных в том, что вложения в потрепанную машину обязательно отобьются при продаже. Нет, вопреки народной мудрости, вложения отбиваются – но только если речь идет о вложениях, изначально рассчитанных именно и конкретно на то, чтобы повысить цену автомобиля.

И пишу я сейчас не для них, а для людей, которые искренне хотят осуществить детскую мечту под названием «Волга» и не знают, стоит ли это свеч и к чему им готовиться. И да, речь сейчас пойдет не о легендарной «двадцать первой». Эти машины уже давно перешли в разряд ретро, и их владельцы принадлежат к одной из трех категорий: либо очень обеспеченные люди, либо фанаты с большим опытом и золотыми руками, либо те, кто купил такую «Волгу» лет двадцать-тридцать назад или получил в наследство в хорошем состоянии. Если Вы не относитесь к этим трем категориям, я бы в ту сторону даже не смотрел.

Постепенно в эту же категорию недешевого ретро переходят и «двадцать четвертые» – классическое советское «зеленоглазое такси». Но я сейчас не о них, а о куда ближе знакомых мне «тридцать первых», сошедших с конвейера в девяностые и нулевые. Эти машины тоже медленно, но верно перестают быть средством передвижения (особенно в городах-миллионниках) и превращаются в хобби. Последняя «тридцать первая» сошла с конвейера пятнадцать лет назад, их поголовье постоянно падает, а число машин в идеальном и просто очень хорошем состоянии сокращается и того быстрее. И это заметно влияет на цену.

Вот с этого, пожалуй, и начну. Но, прежде чем рассуждать о ценах на «Волги», предлагаю проделать одно нехитрое упражнение. Сходить в дилерский центр и сперва посмотреть, сколько стоят новые автомобили. А потом заглянуть на площадку трейд-ина и узнать, сколько сейчас просят за простенькие бюджетные малолитражки с пробегом в возрасте 10-15 лет. «Солярис» 2012 года – не десять раз битый из-под трех таксистов, а с прозрачной историей и честным вменяемым пробегом. SX4 2010 года. «Октавия Тур» 2008-го… Потом зайти в ближайший бар, выпить пару пива, немного отойти от шока и уже на фоне увиденного воспринимать цены на «Волги».

-2

А эти цены в последние годы растут, и растут очень быстро и хаотично. Настолько, что сейчас никто толком не понимает, сколько должна стоить «Волга» в отличном состоянии. Причина – в том, что их количество на рынке упало ниже определенной критической отметки, когда становится сложно определить нормальную равновесную цену. В результате Вы можете увидеть в продаже две совершенно одинаковых тридцатилетних ГАЗ-31029 из дедушкиных гаражей – но одну продают за 150 тысяч, другую за 500. И, что может показаться удивительным, обе найдут своих покупателей. Просто 31029 сегодня плавно переходит из категории «никому не нужное старье» в категорию «янгтаймер».

К этому добавляется еще несколько факторов. С одной стороны, в Интернете существует небольшая, но очень активная группа людей, которая в собственных коммерческих интересах продвигает идею о том, что «Волга» — это офигенно престижная машина и должна стоить дорого. С другой, наблюдается масса голосистых граждан, живущих реалиями пяти-, а то и десятилетней давности и твердокаменно уверенными, что хорошая «Волга» не может стоить больше полтинника, в крайнем случае сотки. В результате ни продавцы, ни покупатели не понимают, что происходит на рынке, ценники рисуются от балды… От себя скажу, что взять «Волгу» в отличном состоянии можно за вполне умеренные деньги, если проявить немного терпения. Вот только «умеренные деньги» сегодня – это не сто тысяч, как пять лет назад, а все триста.

Почему обязательно в отличном состоянии? Почему не приобрести уставший экземпляр и не доделать под себя? Ну, если Вам нравится сам процесс, дерзайте, но с экономической точки зрения эта затея смысла не имеет. По-прежнему взять изначально хороший экземпляр – куда дешевле, чем восстанавливать из пепла. Есть, конечно, люди, которых совершенно не парит ездить на машине, неисправной чуть менее чем полностью, от которой постоянно что-то отваливается. Если Вы не из их числа – не связывайтесь с уставшими экземплярами. А то получится как в истории, с которой я начал этот пост – человек купил за пятьдесят, вложил двести, продал за сто, виновата машина.

-3

Но даже если Вам удастся найти и купить автомобиль в идеальном или околоидеальном состоянии (это вполне реально, если не спешить и не суетиться), нужно четко понимать, с чем Вы имеете дело, иначе, опять же, велик риск сильно разочароваться и пожалеть.

Первое: выкиньте из головы все эти мантры про «русский Мерседес», «русский Кадиллак» и прочее. «Волга» действительно была в Советском Союзе статусной машиной, но на этом все сходство с «Мерседесами» и «Кадиллаками» заканчивается. Этот автомобиль создавался не для того, чтобы привлечь взыскательного покупателя с деньгами и подарить ему комфорт и удовольствие от вождения, а для удовлетворения потребностей народного хозяйства. Простая и недорогая в производстве, выносливая и неприхотливая в обслуживании – такой она была задумана и такой получилась. А комфорт, управляемость и все прочее – вещи для нее сугубо вторичные. По большому счету, говоря современным языком, это был большой бюджетный седан. А что стоил он небюджетно – уже вопрос ценообразования в Советском Союзе. В девяностые цена довольно быстро пришла в соответствие с реальным содержанием, и стоила «Волга» примерно столько же, сколько «зубило».

Нет, конечно, на фоне иностранных аналогов «Волга» выглядела не так уж плохо. В шестидесятые, когда ее разрабатывали. Ведь в основе последних 31105, выпущенных в 2008 году – все то же «зеленоглазое такси» из советских фильмов. Да, безусловно, за сорок лет в конструкцию машины внесли сотни, если не тысячи изменений, но все они в основном сводились к небольшим улучшениям. Аэродинамика осталась той же, размеры салона – теми же, довольно скромными для автомобиля с такими габаритами. Подвеска принципиально не изменилась – да, передняя шаровая упростила обслуживание, но на ходу я лично никакой серьезной разницы не ощущаю. Передние дисковые тормоза эффективнее барабанных, но по сравнению с более или менее современными автомобилями штатные тормоза у «Волги» слабенькие. В трансмиссии за сорок лет добавилась пятая передача… Единственное действительно радикальное отличие с точки зрения потребителя – это двигатель: между 24Д и «Крайслером» дистанция огромного размера.

-4

И вот это, пожалуй, самый важный момент. Надо четко понимать, что, покупая самую свежую «сто пятую», Вы все равно берете старушку «двадцать четвертую» в более модном платье, с накрашенными губками и вполне современным мотором. То есть, по сути, модернизированный ретро-автомобиль. Требовать от «Волги» 2008 года, чтобы она рулилась и ехала на уровне «Шкоды» или «Ниссана» того же года выпуска, смешно и нелепо. К этому нужно быть изначально готовым. У нее «грузовая» управляемость, весьма посредственные тормоза, она шумная и то и дело требует приложения рук. Про коррозию даже вспоминать не буду: если «Волга» не ржавая – значит, либо ездит только летом, либо уже прошла недешевое восстановление.

То же самое касается содержания и обслуживания. С каждым годом владение любой «Волгой» все больше напоминает владение ретро-автомобилем. Многие детали новыми не купить, и приходится искать их на Авито и разборках (особенно кузовню). Многие запчасти откровенно паршивого качества, а хорошие стоят весьма солидные (относительно стоимости самой машины) деньги. Мне время от времени встречаются люди, которые купили «Волгу» за пятизначную сумму и теперь находятся в ступоре от того, что за качественное сцепление и хороший радиатор с них просят столько же, сколько они заплатили за сам автомобиль. Увы, правило «чем дешевле машина, тем дешевле запчасти» здесь не работает. Фразу «Волга – машина для богатых» я слышал еще лет десять назад, и поддержание ее в отличном внешне и технически исправном состоянии может влететь в солидные суммы. Если Вы – не мастер на все руки, то поиск качественного сервиса станет отдельным увлекательным квестом. С каждым годом их все меньше: старые мастера умирают, заниматься потрепанными «Волгами» многим кажется невыгодным.

-5

При этом у «Волги» есть своя неповторимая харизма. В чем конкретно она выражается, сформулировать невозможно. Рационально это не объяснить. Но, чтобы получать от «Волги» удовольствие, в нее надо влюбиться. А влюбиться по заказу не получится. Но, если Вы изначально будете понимать, что это за машина и чего от нее можно, а чего нельзя ждать, риск разочарования уже будет гораздо меньше.

Авто
5,66 млн интересуются