Я обнаружил, что в основе почти всех эмоциональных проблем — от тревоги и паники до депрессии и прокрастинации — лежит одна простая ошибка...
Тот факт, что эмоция кажется плохой, не означает, что она плохая.
Когда вы считаете, что болезненные эмоции плохи или опасны, вы склонны относиться к ним как чему-то враждебному, что нужно избегать или устранять. К сожалению, такая реакция борьбы или бегства на болезненные эмоции приучает мозг воспринимать их как угрозу, что со временем делает их все более болезненными и частыми.
Если вы хотите начать строить более здоровые, менее болезненные отношения с эмоциями, вы должны научиться видеть модели избегания и агрессии по отношению к собственным эмоциям.
Вы должны распознать множество способов, с помощью которых — осознанно или нет — вы относитесь к своим эмоциям как к врагам. А затем начать относиться к ним как к друзьям. (Или хотя бы как к соседу по комнате, которого вы не очень любите, но вежливо терпите).
Какими бы болезненными ни были эмоции, они являются вестниками, к которым нужно прислушиваться, а не угрозами, которые нужно устранять.
Ниже приведены три признака того, что у вас нездоровые отношения с эмоциями.
Если вы научитесь определять их, то сможете начать исправлять их и строить более здоровые, зрелые и, в конечном счете, менее болезненные отношения с эмоциями.
1. Быть постоянно занятыми
У каждого из нас свой уровень энергии и свои предпочтения относительно того, какая активность нам приятна. Кому-то нравится быть активным и подвижным, а кто-то предпочитает более спокойный подход к жизни.
Но каковы бы ни были ваши базовые предпочтения в отношении активности и движения, быть всегда занятыми — постоянная озабоченность тем или иным делом и по-настоящему не присутствовать в настоящем моменте — часто является признаком конфликтных отношений с эмоциями.
Мы используем занятость для того, чтобы отвлечься от болезненных ощущений.
И это вполне логично, если задуматься... Когда в вашем списке дел постоянно появляются одна встреча за другой, задача за задачей, у вас не остается времени для того, чтобы перевести дух, а тем более поразмышлять над серьезными болезненными эмоциями:
- Может быть, вы так и не смогли пережить смерть своей матери, и работа отвлекает вас от этой боли.
- Может быть, вы несчастны на своей работе, в браке, в жизненной ситуации и т.д., но поскольку вы не видите реальной альтернативы, занятость отвлекает вас от тревоги, связанной с принятием важного решения.
- Может быть, когда-то давно у вас был приступ тяжелой депрессии, и со временем вы стали постоянно чем-то заняты, потому что надеетесь, что ваша занятость предотвратит возвращение депрессии.
- Может быть, вы испытываете чувство вины за испорченные отношения с сестрой, и занятость помогает вам избавиться от этого чувства.
Причин использовать занятость в качестве отвлекающего фактора столько же, сколько и страдающих людей.
Но если занятость помогает отвлечься, это еще не значит, что это хорошая идея. Если вам удается сдерживать плохие эмоции, это не значит, что это полезно, продуктивно и отвечает вашим интересам. Это даже не значит, что так легче или менее болезненно.
Большинство людей, у которых выработалась привычка постоянно быть занятыми, делали это так долго, что это стало почти частью их личности, поэтому им трудно даже представить себе, как это — не быть таким занятыми.
Но как бы вы ни относились к этому, неизбежная истина такова:
Вы не можете победить свои эмоции. Отвлечение — это в лучшем случае временное облегчение, но никак не панацея.
К тому же, когда мы замалчиваем свои эмоциональные проблемы постоянной занятостью, это все равно что взять кредит: конечно, на какое-то время вы получаете небольшую передышку, но вы платите проценты. А процентная ставка по эмоциональным кредитам гораздо выше, чем многие себе представляют:
- Сколько отношений страдает из-за того, что один человек настолько занят и озабочен, что не может по-настоящему присутствовать и быть доступным для своего партнера?
- Сколько физических недугов усугубляется из-за постоянного стресса, вызванного постоянной занятостью?
- Сколько по-настоящему захватывающих и интересных впечатлений мы теряем из-за того, что боимся отказаться от контроля над своим жестким графиком, не позволяющим побыть наедине с собственными мыслями и чувствами?
Вот в чем настоящая трагедия для людей, которые привыкли использовать занятость для того, чтобы отвлечься от своих мыслей и чувств: они упускают жизнь.
Они проводят всю свою жизнь, защищаясь от воображаемого противника и в результате у них не остается ни времени, ни сил на нападение, и на то, что они по-настоящему любят.
Ваш разум — не такое страшное место, каким вы его себе представляете.
Да, в нем есть пугающие мысли и сложные чувства, но вы недооцениваете свою способность справиться с этими трудностями.
Перестаньте бежать и верните себе свою жизнь. Это того стоит.
2. Интеллектуализация чувств
Предположим, вы пришли на работу с опозданием на несколько минут, с красными и опухшими глазами после очередной слезной ссоры с мужем, а коллега останавливает вас и спрашивает, как ваши дела. Что вы ответите?
Если вы типичный взрослый, то, скорее всего, скажете что-то вроде:
- Да все нормально.
- Просто у меня было довольно напряженное утро.
- Я немного не в себе, но я справлюсь.
Каждая из этих фраз является примером интеллектуализации. Это когда вы описываете свои эмоциональные ощущения не простыми эмоциональными словами, а концептуальными идеями или метафорами:
- Вместо того чтобы сказать "мне грустно", вы говорите "я расстроен".
- Вместо "я злюсь" вы говорите "я испытываю стресс".
- Вместо "я очень встревожен" вы говорите "я просто немного взвинчен".
"В чем проблема?", — спросите вы, — это обычные выражения, которые мы все используем, чтобы описать свои чувства, когда испытываем эмоциональные трудности.
Но дело в том, что это не так.
Расстройство — это не эмоция. Это концепция, идея. Стресс — это тоже не эмоция, а физиологическая реакция. Немного взвинченный — это метафора, а не эмоция.
Многие из нас имеют привычку использовать слишком интеллектуальные способы описания своих чувств в качестве защитного механизма.
Если задуматься, то сказать "мне грустно" гораздо более прямо, грубо и болезненно, чем сказать "я расстроен". Нужно быть уязвимым, чтобы описать свои чувства простым эмоциональным языком. И поскольку большинство из нас боятся быть уязвимыми в своих чувствах, мы тонко избегаем этого, интеллектуализируя свои чувства — превращая свои эмоции в идеи, потому что идеи причиняют меньше боли.
Проблема в том, что, когда мы избегаем своих эмоций — даже с помощью языка, котором мы их описываем, — мы сигнализируем своему мозгу, что эти эмоции не просто болезненны, но и опасны. Это означает, что мы приучаем свой мозг бояться эмоций.
Более того, избегая быть уязвимыми в том, что мы чувствуем на самом деле, мы мешаем другим людям оказать нам помощь и поддержку, поскольку скрываем и затушевываем свои чувства.
В следующий раз, когда вы будете испытывать болезненные эмоции и кто-то спросит вас, как у вас дела, подумайте вот о чем: что бы сказал ребенок? Как бы он описал свои чувства?
Не обладая причудливым словарным запасом и умными социально-лингвистическими навыками, которыми владеют взрослые, дети обычно просто описывают свои чувства: Мне грустно, я боюсь, я злюсь и т.д.
Нам, взрослым, не мешало бы взять урок у детей и заново научиться честно и прямо описывать свои эмоциональные ощущения.
3. Чувствовать себя плохо из-за того, что чувствуешь себя плохо
Я заметил две почти универсальные истины о каждом человеке:
- Они чувствуют себя плохо. Очевидно. Они испытывают одну или множество очень болезненных эмоций — от грусти и одиночества до тревоги или чувства вины. И они не знают, что с этим делать.
- Им плохо от того, что им плохо. Они злятся на себя за то, что испытывают тревогу и "слабы". Они чувствуют вину за то, что испытали облегчение, когда ушел из жизни член семьи, с которым у них были сложные отношения. Они испытывают тревогу, что в будущем могут снова почувствовать себя подавленными.
Номер 1 неизбежен. Испытывать эмоции, в том числе такие неприятные, как грусть и страх, — это неизбежная часть человеческого бытия. Нельзя избежать эмоциональной боли. Случается всякое, и мы чувствуем себя плохо. Это реальность, и от нее никуда не деться.
Номер 2 — это самовнушение, которого — при наличии практики — можно избежать. Когда мы замечаем, что нам плохо, а затем осуждаем себя как плохих, слабых или аморальных за то, что мы так себя чувствуем, мы добавляем второй слой болезненных эмоций поверх тех сложных чувств, которые мы уже испытывали.
По разным интересным, но сложным причинам наша культура с самого раннего возраста внушает нам, что чувствовать себя плохо — это плохо. Это тонкое различие, но оно имеет огромное значение.
Когда вы прикасаетесь к горячей сковороде на плите, болевые сигналы проносятся по нейронам, и вы инстинктивно отдергиваете руку. Ощущение боли, возникающее от прикосновения к горячей сковороде, несомненно, неприятно. Но было бы глупо говорить, что сама боль — это плохо. На самом деле, это хорошо. Наше тело испытывает боль не просто так — без боли вы, скорее всего, прикасались к сковороде гораздо дольше, что привело бы к гораздо более серьезному ожогу третьей степени.
То же самое, по сути, справедливо и для наших эмоций:
Если эмоция вызывает неприятные ощущения, это еще не значит, что она плохая.
Если вы исходите из того, что каждое болезненное эмоциональное переживание — это плохо, то у вас появляются всевозможные бессознательные привычки, направленные на избавление от этих болезненных ощущений. Но, как мы уже говорили в предыдущих пунктах, попытки избежать или избавиться от своих чувств — это заведомо проигранная битва. В долгосрочной перспективе вы только увеличиваете их частоту и интенсивность.
Если вы хотите выстроить более счастливые и здоровые отношения с эмоциями, напоминайте себе, что, если какое-то чувство вызывает неприятные ощущения, это не значит, что оно плохое или что вы испытываете его — это плохой знак.
Научитесь принимать свои эмоции — даже болезненные. Вы все равно будете чувствовать боль, но избавите себя от многих страданий.
Боль неизбежна. Страдание необязательно.
- Харуки Мураками.