Найти в Дзене

Анатомия ЕГЭ в лицах. Педикулёз.

В предыдущий раз в когорте деятелей по развалу советского образования мы, для кого-то неожиданно, обнаружили Шалву Амонашвили.

Я пишу "для кого-то неожиданно", потому это тот еще "сладкоголосый болтун". Знаете, есть такая группа "25/17"? Хотя, вряд ли. Так вот, у ребят ("ГРОТ" дискредитировали себя, а "25/17" – до сих пор красавчики) есть песня:

И перед началом там приводится цитата из фильма "Хранители", снятого по одноименному комиксу. Вот она, очень подходящая под нашу ситуацию, как и вся песня в целом:

Теперь весь мир стоит на краю, глядя вниз в чертово пекло. Все эти либералы, интеллектуалы, сладкоголосые болтуны… и отчего-то вдруг никто не знает что сказать. Подо мной этот ужасный город, он вопит, как скотобойня, полная умственно отсталых детей, а ночь воняет блудом и нечистой совестью.

Вот откуда это словосочетание – "сладкоголосый болтун".

Так выглядела наша схема в прошлый раз:

Сегодня мы двинемся в еще одну сторону от Днепрова и поговорим о Викторе Болотове.

Ниже привожу слегка дополненную моими комментариями цитату из книги "Как мы перестраивали советское образование и что из этого вышло" Александра Милкуса. Все желающие могут писать мне в телеграмм и я вышлю книгу бесплатно.
Болотов окончил математический факультет Красноярского государственного университета в 1975 году и поступил в аспирантуру.
В 1987 году стал деканом психолого-педагогического факультета Красноярского университета. Весьма неожиданная смена "образовательной траектории", как по мне.
В период Перестройки (с большой, тудыть её растудыть, буквы!) был
одним из активных участников общественно-педагогического движения учителей-новаторов, руководил Красноярской летней школой по естественным наукам для одаренных детей Сибири.
В 1988 году получил приглашение работать во временном научно-исследовательском коллективе (ВНИК) «Школа» по проектированию реформы образования. Об этом "ВНИК", которым руководил Днепров, мы уже говорили в прошлый раз.
В 1990-м вошел в состав Министерства образования России, которое возглавил Эдуард Дмитриевич Днепров. И это тоже вполне закономерно, согласитесь – работаешь с единомышленником, проявляешь себя и попадаешь в его "команду".
В 1990 году Болотов становится начальником Главного управления педагогического образования Министерства образования РСФСР, в 1992 году – заместителем, а с 1993 года – первым заместителем министра (им был Днепров, а следом Е. Ткаченко).

-2

После слияния Министерства образования и Госкомитета по высшему образованию в 1996 году – заместитель министра общего и профессионального образования. Министром в то время был В. Кинелёв. А затем в 2001 году – первый заместитель у Филиппова. Тот еще долгожитель! У нас завучи в школах при смене директоров долго не задерживаются, а тут...

Дальше курировал дошкольное и общее образование, педагогическое образование, повышение квалификации, издание учебной литературы и многое другое.
В 1999 году
курировал эксперимент по введению Единого государственного экзамена.
В 2001 году был одним из членов рабочей группы по созданию проекта Концепции модернизации образования.
В 2004 году стал руководителем только что созданной Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ (Рособрнадзор).
С 2008 года работает в Высшей школе экономики. В настоящее время возглавляет Центр мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ.
Весьма мощная фигура, судя по этому перечню!

-3

И тут я отвлекусь, ненадолго полностью сменив тему. Настроение у меня такое, хочется узнавать новое. Мне внезапно стало интересно вспомнить, как живут вши. Всем известно, что они живут на "хозяине". Но он является хозяином весьма условно, лучше называть его носителем. С него постоянно пьют кровь, на нем размножаются, частенько заражая смертельными заболеваниями.

Очень интересно то, что вши плодятся в огромных количествах именно в условиях экстремальных периодов, например, во время социальных бедствий. В это время они повсюду откладывают сотни гнид, обеспечивая распространение и укрепление своей популяции. Напоминаю учителю, что борьба с педикулезом когда-то начиналась именно со школ...

-4

Но возвращаемся к нашему мини-исследованию. Вот, что говорит нам центральный деятель данной статьи, на данный момент "окопавшийся в гнезде" ВШЭ:

Миф о лучшем в мире советском образовании устойчивый. Он до сих пор существует в головах у людей. Но давайте посмотрим правде в глаза. У нас было очень хорошее образование для селективной школы. Даже в одной школе в советские времена было деление классов – А, Б, В, Г, Д… А – самые умные, элита – альфа-мальчики и альфа-девочки. А "Д" – это понятно, на какую букву. Так что селекция тогда была. В А на самом деле учили то, что им интересно, а в Д – имитировали.

Я и сам неоднократно говорил о своем мнении. Оно в том, что советское образование не было идеальным. Если бы было так, то выходящие из школы молодые люди, подобные тем, кого "выпускал" Макаренко, не "обруинили" бы страну в 1991 году, намного раньше выведя "общественных паразитов" из властных аппаратов на "белый свет".

Но считая так, я уверен, что ту модель нужно было очень осторожно вести в одну сторону, а Болотов, как мы видим "де-факто", вёл ее в совершенно другую.

«Я принимал участие в работе ВНИКа, затем был создан творческий союз учителей (ТСУ), в который я тоже вошел. Но в 1990 году и произошел «несчастный случай». Представьте себе, кто-то разрабатывает реформу, а потом ему говорят: а теперь встань и реализуй ее. Днепров попал в сложную ситуацию. Когда его на конкурсной основе избрали министром...

О механизме этой "конкурсной основы" мы уже узнали от Амонашвили.

Когда его на конкурсной основе избрали министром образования Российской Федерации, он стал собирать в Москву всех разработчиков программы развития образования, и я попал в этот список».

Что же, – "несчастный случай" – лучше даже я не скажу.

Точка зрения: «Главное – не помнить формулы наизусть, а уметь понимать логику, учитывать меняющиеся условия, находить какие-то решения. Точную формулу всегда найти можно, а вот если логику не понимаешь, никакой интернет не поможет».

И опять наши мнения во многом схожи. Я согласен с этим утверждением. Полностью. За скобками, только, остается вопрос о том, как развить эту логику и умение ориентироваться в "меняющихся условиях". Лично я убежден, что это невозможно, если на первом этапе обучения ребенка не вооружить базовыми понятиями какой-либо дисциплины. Только имея их он начинает ими управлять, переставлять, сопоставлять, развивать и т.д. А базовые понятия в любой дисциплине – это как раз формулы, определения, теоремы, слова. То, что нужно выучить. То есть, желая действительно научить всех детей, их нужно принудить (заинтересовать, убедить, заставить) в полной мере освоить базовые понятия. И это, на мой взгляд, может быть не понятно либо клиническому идиоту, либо откровенному вредителю. Который, под "сладкоголосую болтовню" ведет общество в бездну.

Но что там – "я"! Даем слово... Ушинскому!

Период отрочества ребенка, начиная от 6-ти или 7-ми лет до 14 и 15-ти, можно назвать периодом самой сильной работы механической памяти. Память к этому времени приобретает уже очень много следов и, пользуясь могущественною поддержкою слова, может работать быстро и прочно в усвоении новых следов и ассоциаций; а внутренняя работа души, перестановка и переделка ассоциаций, которая могла бы помешать этому усвоению, – еще слаба. Вот почему период отрочества может быть назван учебным периодом, и этим коротким периодом жизни должен пользоваться педагог, чтобы обогатить внутренний мир дитяти теми представлениями и ассоциациями представлений, которые понадобятся мыслящей способности для ее работ. Тратить это время исключительно на так называемое развитие рассудка – было бы великой ошибкой и виною перед детством; а эта ошибка не чужда новейшей педагогике.

Исчерпывающе!

Ушинский много где говорит и о "развитии рассудка", о том, что важно "научить ребенка учиться". Но он везде и всюду ставит именно этот акцент: "рассудок развивается только в действительных реальных знаниях" и "что самый ум есть не что иное, как хорошо организованное знание".

Наш "герой" не читал Ушинского? А чёрт его знает! Я уже ни в чем не уверен. Видя огромное количество поверхностных карьеристов во всех сферах я уже не могу их отличить от идейных врагов. Чтобы это сделать, нужно внимательно следить за ними, а у меня на это нет ни желания, ни времени. Поэтому, просто ставим "зарубочку" и идем дальше, учитывая то, что Болотов в нашей схеме занимает весьма видное место.

Останкинские телепередачи с новаторами привлекали аудиторию со всего Союза, заполнены были залы телестудии. И по телевизору их смотрели не хуже футбольных матчей. В общем, всем было понятно, что надо реформировать образование.

И это весьма интересное свидетельство. Хотя бы с той точки зрения, что тогда, с тем "мифически лучшим в мире" советским образованием, подобные вопросы собирали огромные аудитории. А сейчас, после болотовских реформ, имеем то, что имеем. Об этом замечательно высказался советник президента при молчаливом одобрении замминистра образования и науки:

Заканчивая эту часть, приведу фактическую "повинную", признание Болотова о совершенном:

ВНИК возглавил Эдуард Дмитриевич Днепров. И программа развития образования, созданная в конце концов под его руководством, легла в основу всех программ дальнейшего развития системы образования России.
Что туда было заложено? Децентрализация, многоукладность, вариативность, гуманитаризация. Довольно очевидные на сегодня вещи. По большому счету, что хотели участники ВНИК? Чтобы школы были разные. Чтобы учителя были разные. Чтобы были разные подходы в образовании. Чтобы дети смогли развиваться, чтобы им было интересно на уроках.

Совершенно очевидно, что развивающиеся дети, которым интересно на уроках, сегодня настолько далеки от реальности, насколько близки к ней децентрализация, многоукладность, вариативность и "гуманитаризация". И ЕГЭ, который Болотов и продвигал. Остается только спросить:

а что из этого было настоящей целью?

Перед Вами третья часть беседы по теме. Четвертая часть тут. Вторая часть тут, первая тут.

Подборки статей по темам:

Ликбез для учителей (делюсь собственными наработками и приёмами).

Ликбез для родителей (рассказываю, как решал проблемы с дочерью).

Экстремальная педагогика (педагогическое исследование).

Все о безопасности детей от ОБЖшника.

"Восточный фронт" (книга о том, как я работал в школах; говорят, неплохо).

Вторая книга "Восточный фронт" (пробую писать продолжение).

Всё о детской травле (больше и глубже о ней вы не прочтете нигде).

Рассказы (их не много и они все на тему участия в СВО).

Новости образования.

Анатомия ЕГЭ в лицах (о тех, кто разваливал советское образование).