В прошлый раз мы говорили об одном из главных деятелей "гнезда ВШЭй" Болотове, который успел "поработать" при нескольких министрах. Один из них – Филиппов.
Окончив с серебряной медалью школу, Вова поступил в Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы. Программа инженерного факультета юноше не далась и он перевелся на "чистую математику". Закончив обучение в 1973 году, поступил в аспирантуру. Видимо, не сильно стремясь к работе "на земле", в самой обычной школе. Однако отсутствие данного стремления не помешает ему в будущем так сказать о Э. Днепрове:
"У нас были такие министры, которые в реальной системе образования никогда не работали. Уважаемый мной Эдуард Дмитриевич Днепров был выдающимся стратегом в области образовательной политики. И он мне очень помог, когда я стал министром. Но его беда была в том, что он пришел в образование, не поработав ни директором школы, ни ректором, ни проректором. Он по своей натуре был военно-морским офицером. И в этом была его беда – он не мог ответить на конкретные вопросы учителей, директоров. И он боялся встречаться с учителями. Он боялся встречаться с ректорами. Он почти не ездил по регионам".
Понятно, да, почему в списке "нужных" должностей перед министерским креслом Филиппов не упоминает "простую" профессию учителя. Сам не работал, вот и не упоминает.
Признание Филиппова о том, что Днепров ему "очень помог" позволяет нам выстроить между ними связь.
Но преподавателем Филиппов поработал. Не в школе, а в системе высшего образования, но поработал.
Дальше ступень за ступенью "коммунист"-Филиппов лез наверх. Всё это мало интересно. Интересно то, что с 2000-го года он стал заведующим Международной кафедры ЮНЕСКО, которая занималась сравнительной образовательной политикой. Ну, что же, если бы я был на месте оперативников иностранных ведомств, я бы искал сторонников в первую очередь через такие структуры, как РУДН. Ректором, которой, кстати, одновременно являлся Филиппов.
Почему я заострил внимание на ЮНЕСКО и вообще на иностранных ведомствах? Слово герою одной из будущих публикации, Исаку Давидовичу Фрумину!
...контакты со Всемирным банком начались значительно раньше. Предшественник Филиппова Александр Николаевич Тихонов даже рядом со своим кабинетом в министерстве выделил комнату представителю Всемирного банка.
Но я бы не переоценивал роль Всемирного банка. Банк – это сервисная структура. Идею проекта предлагает заемщик. Он же под нее получает кредит. Пусть очень дешевый, выгодный, но кредит. Да, банк может до этого посоветовать что-то, сказать, что давайте сделаем вот это, тут в вас проблема. Но все равно, с запросом должно обратиться правительство.
С Александром Михайловичем Кондаковым, который тогда был у Филиппова замминистра по международным делам, мы часто встречались. У него в кабинете для меня даже был кефир припасен – я тогда кефир по утрам пил.
К этому времени в министерстве уже были люди опытные и грамотные. Это в начале 90-х мы были абсолютно невежественны с точки зрения мирового опыта, и нам казалось, что если это написано не по-русски, то это круто.
В конце 90-х уже люди поездили, они поняли, что есть люди, которые вам пытаются втулить вчерашний день. Стали понимать, что есть Гарвардский университет, а есть Университет штата Кентукки. И от них шли советы разного качества.
Уровень компетенций в министерстве Филиппова был совершенно замечательный. Поэтому не могу сказать, что интеллектуальный штаб, который бы диктовал, что и как надо делать, был во Всемирном банке.
Филиппов тогда меня даже ввел в какой-то совет по модернизации образования. И мы там спорили. И во время одного спора на меня даже кто-то обрушился: почему мы должны слушать людей, которые представляют Вашингтон? Филиппов отреагировал жестко: «Мы должны слушать людей, которые представляют практический российский и мировой опыт».
Продолжая комментировать заданный ему вопрос, Фрумин рассказал и еще кое-что интересное. По-крайней мере лично мне очень интересно было всегда, какое отношение к образованию имеет Греф? Вуаля!
Как экспертом стала Высшая школа экономики? История простая. В 2000 году, когда первым лицом государства стал Владимир Путин, появилась так называемая программа Грефа (имеется в виду «Стратегия 2010»). Греф интеллектуально опирался на Вышку. И в целом как министр экономики играл тогда очень важную скрипку.
Поэтому Владимир Михайлович Филиппов позвал Вышку: он понимал, что он через Вышку выстраивает отношения с министерством экономики, с Германом Оскаровичем.
Итак, ВШЭ, ЮНЕСКО и Всемирный банк. Очень интересно, верно. Но и это еще не все. Болонская система, – получите, распишитесь.
...Филиппов очень ценил инновации. И он, безусловно, был абсолютно международный человек. До сих пор, когда я с кем-то из ЮНЕСКО разговариваю, то прежде всего они называют Филиппова. Его помнят и ценят.
Поэтому для него не было вопросов, связанных с болонским процессом. Он понимал, что одна из его задач – это открытие России мировому образованию.
Очень интересно, а вот сегодня, когда Россия вынуждена со скрипом "закрывать" двери не только мировому "образованию", но всей остальной мировой параше, кто-нибудь переосмыслит те деяния? Даст им оценку? Будут какие-нибудь последствия? Хотя бы кадровые?
Может быть, всех этих связанных между собой "деятелей" аффилированных международными организациями стоит поганой метлой гнать не только от проблем российского образования, но и от государственной структуры вообще? Или так и будем дальше воевать, усеянные иностранными агентами, как собака вшами?
Что же "нагенерил" "интеллектуальный штаб" Филиппова, который отталкивался исключительно из своих соображений, просто получая деньги от иностранных организаций?
В 1999 году его "штаб" разработал Федеральную программу развития образования. Правительство Степашина выделило на нее деньги. Одной из основных задач программы стала... информатизация сельских школ. Согласитесь, самая актуальная проблема в том году!
Но на этом "штаб" не остановился. На очереди стояли Национальная доктрина образования и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Перечислять всё совершенное "командой" смысла нет, но основное приведу:
1. Профилизация старших классов.
2. Нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье. Нормализовали, верно? Нам-то сегодня это хорошо известно.
3. Личностная ориентация содержания образования. Это когда мы думаем не о том, сколько ученик должен освоить знаний и приобрести умений, а о том, насколько ему комфортно это делать и насколько он это делать желает. Конечным на сегодняшний день продуктом этого подхода являются "индивидуальные образовательные траектории".
4. Ориентация школы на "обобщенные способы" учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности. Помните всевозможные тесты по коммуникативной, финансовой, функциональной "грамотности"? Вот это оно.
5. Ориентация школы на компетенции.
6. Обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.
7. В математику введены элементы теории вероятности и статистики.
8. "Подушевое финансирование".
Кто всё это придумывал – Филиппов или его штаб – неизвестно. Но у нас есть такое свидетельство от предыдущего "героя" этого цикла.
Виктор Болотов:
– Сначала министром, а потом вице-премьером был Кинелёв... Проблема была в том, что Кинелёв не понимал общее образование.
Потом очень коротко министром был Александр Николаевич Тихонов. Он тоже про общую школу вообще не очень понимал. Но у Тихонова в министерстве работал Александр Григорьевич Асмолов, он «закрывал» тему общего образования.
А потом министром стал....в Филиппов, который тоже не очень понимал в общем образовании...
Сам Болотов тоже входил в этот штаб. Поэтому, его словам в этом смысле можно доверять. И никак нельзя упустить еще один момент – создание ЕГЭ. Болотов так об этом рассказывает:
Мифов про ЕГЭ море. Мол, он сделан на деньги Сороса, для того, чтобы разрушить нашу систему образования. А Сорос точно никаких денег не давал. И Всемирный банк ни копейки не вложил в Единый экзамен. Нам хватило ума отказаться от международных заимствований. Все на российские деньги сделано.
Была команда, человек десять примерно. Мы придумали весь ЕГЭ. Командой руководил я. Владимир Михайлович Филиппов прикрывал нас сверху, потому что уже тогда писали люди президенту – прекратите, разрушаете лучшее в мире российское образование, остановите идиотский эксперимент. Люди, которым платили деньги, устраивали забастовки у Госдумы – стояли с плакатами «Долой ЕГЭ».
Вот так. Это не связанным с международными структурами деятелям платили деньги за и на все их реформы. Это, оказывается, противникам ЕГЭ платили деньги.
Интересно было бы разобрать, как, например, живет на вырученные за это деньги идейный противник ЕГЭ-э-е-е профессор А.В. Иванов. И сравнить его жизнь с жизнью самого Болотова. Но мы не будем. Цель не в этом. Дополняем схему указанием на разработку Филипповым-Болотовым ЕГЭ.
Очень интересно привести отрывки из интервью Филиппова газете "Коммерсантъ" от 26 апреля 2001 года.
В нем Филиппов говорит о том, что "лишь единицы школ считаются действительно хорошими. И в эти школы огромный конкурс". Как вы думаете, сейчас понятно, удалось ли Филиппову решить эту проблему?
О другой проблеме, возможной проблеме дефицита учителей и нехватки школ для детей он рассуждает так:
Не будет такой проблемы. Наступает демографический спад, детей будет на 30 % меньше, школы на треть пустые. И кстати, нам придется сократить 700 тысяч учителей за семь лет. Поэтому не будет проблемы устроить детей – любая близлежащая школа обязана принять ребенка, не умеющего читать и писать.
На замечание о том, что сокращение учителей общество воспримет болезненно, Филиппов отвечает, что "никуда не денешься. У нас на одного учителя в среднем по стране 15 учеников – сделаем 13 учеников на одного учителя, то есть сократим не 700, а 500 тысяч. Но сокращать придется. Есть еще один резерв, благодаря которому меньше сократим – не 500, а 300 тысяч, наверное. Это сельские школы. Там 15 или 20 учеников, но сколько было учителей, столько и останется. Но даже 300 тысяч человек – целая армия".
Сколько тысяч учителей на не хватает сегодня? За это никто не спросит ни у Филиппова, ни у его "гениального" штаба?
Тут же Филиппов признается, что в планах имеется предоставление директору возможности платить учителю по своему усмотрению, а не привязывать его зарплату к разряду. На сегодняшний день мы все сполна отхлебнули от этой возможности и понимаем всю ее подноготную.
Перед Вами четвертая часть беседы по теме. Третья часть тут, вторая часть тут, первая тут.
Если у моих уважаемых читателей есть сложные истории из школьной практики, какие-то личные приемы или наработки, то призываю присылать их мне. Я с удовольствием опубликую всё на радость и подмогу другим учителям. С изменением или оригинальными ФИО по желанию. Пишите в "телегу". По другим вопросам писать можно туда же.
Ликбез для учителей (делюсь собственными наработками и приёмами).
Ликбез для родителей (рассказываю, как решал проблемы с дочерью).
Экстремальная педагогика (педагогическое исследование).
Все о безопасности детей от ОБЖшника.
"Восточный фронт" (книга о том, как я работал в школах; говорят, неплохо).
Вторая книга "Восточный фронт" (пробую писать продолжение).
Всё о детской травле (больше и глубже о ней вы не прочтете нигде).
Рассказы (их не много и они все на тему участия в СВО).
Новости образования.
Анатомия ЕГЭ в лицах (о тех, кто разваливал советское образование).