Найти тему
Заметки о столице

Виды станций московского метро (часть 3)

Оглавление

Приветствуем вас, дорогие читатели!

Сегодня вновь поговорим о видах станций столичной подземки. В предыдущий раз мы классифицировали станции по их расположению и конструкции. Можно почитать здесь:

Сегодня разберём оставшиеся классификации. Приятного чтения!

1. Кроме уже названных классификаций, все станции метро делятся в зависимости от расположения платформы.

Платформы бывают островными и береговыми.

Схема станций с островной и береговой платформой. Взята отсюда: vm.ru.
Схема станций с островной и береговой платформой. Взята отсюда: vm.ru.

Станции с островной платформой

Островными называются платформы, на которых зал станции находится между путями поездов.

Таких станций в московском метро большинство. Достоинствами этого вида станций являются: легкость ориентирования для пассажиров, бОльшая вместимость, большее количество возможностей для оформления станции.

Из недостатков: столкновение пассажирских потоков, следующих в разных направлениях.

Станциями с островной платформой являются: Сокольники, Беговая, Третьяковская, Славянский Бульвар, Боровицкая и многие другие.

Станции с береговыми платформами

Что касается станций с береговыми платформами, то на них в центре находятся пути поездов, а противоположные платформы расположены сбоку от рельсов.

Из плюсов этого типа платформ можно назвать то, что эти станции быстрее и дешевле строить, пассажиропотоки не встречаются на таких станциях. Из минусов: некоторые трудности ориентирования, например, если пассажир случайно сел в поезд, следующий не в ту сторону, придётся идти по переходу на другую платформу.

Данных станций в московском метро значительно меньше. Береговыми являются: Александровский сад, Кутузовская, Мякинино, Выхино, Кунцевская БКЛ, Давыдково, Окская, Стахановская, Нагатинский Затон и др.

2. Другим основанием для классификации станций может служить форма платформы.

Станции могут быть с прямой и изогнутой платформой.

Прямая платформа

Большинство станций московского метро имеют прямую платформу.

Изогнутая платформа

Станции с изогнутой платформой редко встречаются в столичной подземке.

Первой такой станцией стала станция Александровский Сад (бывш. Улица Коминтерна). Такое решение было обусловлено тем, что изначально строительство данной станции не было в планах. Первая очередь московского метро подразумевала вилочное движение поездов: от Сокольников до Парка Культуры и от Сокольников до Смоленской с разветвлением после станции Охотный Ряд. Но позже было решено, что станция может понадобиться в будущем, как пересадочная на Библиотеку имени Ленина, при разделении вилочного движения на две самостоятельные линии. К этому времени трассировка всех линий была уже выполнена и изменять её означало задержать открытие метрополитена. Поэтому приняли решение не менять трассировку, а станцию достроить вокруг тоннеля в виде боковых платформ. Тоннель в этом месте делал изгиб, так что станция тоже получилась изогнутой.

Кстати, станция Александровский Сад — это единственная станция с изогнутой платформой и береговыми платформами. Эта же станция обладает наибольшем радиусом кривизны платформы — 750 метров.

Станция Александровский Сад Филёвской линии. Фото: bangkokbook.ru.
Станция Александровский Сад Филёвской линии. Фото: bangkokbook.ru.

Другими станциями с изогнутой платформой являются: Пятницкое шоссе, Выставочная, Международная, Кутузовская и Зябликово.

3. По положению станций на схеме линий метрополитена и их эксплуатационным особенностям они делятся на промежуточные, пересадочные, зонные и конечные.

Промежуточные станции

Промежуточные станции не имеют никаких особенностей и дополнительных возможностей, они предназначены только для посадки и высадки пассажиров. Примерами таких станций являются: Красносельская, Сходненская, Алексеевская, Тульская, Кожуховская и многие другие.

Пересадочные станции

Пересадочная станция — это станция, соединённая с другой станцией переходом таким образом, что пассажир может пройти между ними, не оплачивая повторно вход в метро (несколько соединённых такими переходами станций образуют пересадочный узел), либо в пределах той же станции останавливаются поезда нескольких линий или нескольких маршрутов (на одном и том же пути или на разных).

В комплекс сооружений пересадочных станций входят: переходные коридоры, мостики, лестницы, дополнительные эскалаторы.

Самый большой пересадочный узел между линиями метро: Библиотека имени Ленина — Арбатская (Арбатско-Покровская линия) — Александровский Сад (Филёвская линия) — Боровицкая (Серпуховско-Тимирязевская линия).

Другими крупными транспортно-пересадочными узлами являются:

- ТПУ на Нижегородской, он объединяет две линии метро — Большую кольцевую и Некрасовскую, МЦК и МЦД-4;

- ТПУ на Курской, где объединены три линии метро: Арбатско-Покровская, Кольцевая, Люблинско-Дмитровская и два диаметра: МЦД-2 и МЦД-4.

Памятник кольцам на Нижегородской, символизирующий пересечение МЦК и БКЛ. Фото отсюда: emilia-spanish.ru.
Памятник кольцам на Нижегородской, символизирующий пересечение МЦК и БКЛ. Фото отсюда: emilia-spanish.ru.

Другими примерами пересадочных станций являются: Новокузнецкая, Пролетарская, Мичуринский Проспект, Калужская, Проспект Вернадского и другие.

Переход со станции Пролетарская Таганско-Краснопресненской линии на станцию Крестьянская Застава Люблинско-Дмитровской линии. Фото: https://bangkokbook.ru.
Переход со станции Пролетарская Таганско-Краснопресненской линии на станцию Крестьянская Застава Люблинско-Дмитровской линии. Фото: https://bangkokbook.ru.

Отдельным подвидом пересадочной станции служат станции с кросс-платформенной пересадкой. На таких станциях поезда разных линий останавливаются у противоположных сторон одной платформы.

Схема кросс-платформенной станции Парк Победы. Взята отсюда: stylishbag.ru.
Схема кросс-платформенной станции Парк Победы. Взята отсюда: stylishbag.ru.

Примеры станций с кросс-платформенной пересадкой: Китай-город, Третьяковская, Парк Победы, Каширская, Петровско-Разумовская, частично Кунцевская.

Зонные станции

Зонные станции устраивают на границах участков с резко выраженным изменением пассажиропотоков. Основное назначение зонных станций заключается в том, чтобы обеспечить оборот поездов, курсирующих в пределах зонного участка, и осуществить пропуск сквозных поездов, следующих до конечной станции. С этой целью на зонных станциях устраивают оборотные тупики, располагаемые обычно между перегонными путями метрополитена.

Схема путевого развития зонной станции Орехово Замоскворецкой линии. За станцией расположены оборотные тупики для разворота поездов. Схема отсюда: wikipedia.org.
Схема путевого развития зонной станции Орехово Замоскворецкой линии. За станцией расположены оборотные тупики для разворота поездов. Схема отсюда: wikipedia.org.

Зонными станциями являются: Парк Культуры, Молодёжная, Октябрьское Поле, ВДНХ, Пражская, Орехово и другие.

Оборотные тупики за станцией Парк Культуры (радиальная). Фото: yablor.ru.
Оборотные тупики за станцией Парк Культуры (радиальная). Фото: yablor.ru.

Конечные станции

Конечные станции метрополитена располагаются на конечных пунктах отдельных линий, на которых происходит оборот подвижного состава. В случае необходимости дальнейшего удлинения линий метрополитена конечные станции должны проектироваться с учетом эксплуатации их в перспективе как промежуточных или зонных станций.

Путевое развитие конечных станций, обеспечивающее оборот подвижного состава, устраивают, либо в виде оборотных тупиков, либо в виде петли.

Станция Медведково — северная конечная Калужско-Рижской линии. Фото: bangkokbook.ru.
Станция Медведково — северная конечная Калужско-Рижской линии. Фото: bangkokbook.ru.

Конечные тупиковые станции

Выбор схемы конечной тупиковой станции зависит от условий работы такой станции и от дальнейших перспектив.

Если перспективным планом не предусматривается дальнейшее продолжение линии метрополитена, то в этом месте за конечной станцией устраивают постоянные тупики как для оборота, так и для осмотра и мелкого ремонта подвижного состава.

В случае возможного в перспективе удлинения линии и превращения конечной станции в промежуточную или зонную станцию конструкция тупиковых тоннелей должна предусматривать возможность их удлинения или сопряжения с ними перегонных тоннелей.

При этом, бывают конечные станции с одним тупиком и с двумя тупиками.

Конечная станция с одним тупиком

Такая схема обычно применяется, когда станция является конечной лишь временно и должна впоследствии, при удлинении линии метрополитена, превратиться в зонную или промежуточную с использованием тупика для организации оборота подвижного состава.

https://web.archive.org/web/20201025074626/http://fccland.ru/metro/291-zonnye-i-konechnye-stancii-metropolitena.html.
https://web.archive.org/web/20201025074626/http://fccland.ru/metro/291-zonnye-i-konechnye-stancii-metropolitena.html.

Подобные тупики использовались на станциях, которые временно были конечными, например: Тропарёво, Люблино, Марьина Роща, Шоссе Энтузиастов.

Тупик за станцией Тропарёво Сокольнической линии. Фото: https://ts-uzao.livejournal.com/494010.html.
Тупик за станцией Тропарёво Сокольнической линии. Фото: https://ts-uzao.livejournal.com/494010.html.

Конечная станция с двумя тупиками

Схема двух оборотных тупиков применяется как на постоянных конечных станциях отдельных линий, так и на временных конечных станциях, которые впоследствии при удлинении линии превращаются в зонные станции.

https://web.archive.org/web/20201025074626/http://fccland.ru/metro/291-zonnye-i-konechnye-stancii-metropolitena.html.
https://web.archive.org/web/20201025074626/http://fccland.ru/metro/291-zonnye-i-konechnye-stancii-metropolitena.html.

Данные оборотные тупики организованы на большинстве конечных станций московского метро, например: Планерная, Ховрино, Алтуфьево, Медведково, Бульвар Рокоссовского, Щёлковская и др.

Оборотный тупик станции Щёлковская Арбатско-Покровской линии. Фото: https://vk.com/metgor.
Оборотный тупик станции Щёлковская Арбатско-Покровской линии. Фото: https://vk.com/metgor.

Конечные сквозные станции

За конечными сквозными станциями нет оборотных тупиков. Когда поезд прибывает на такую конечную станцию, оборот состава осуществляется через перекрёстный съезд, расположенный перед станцией; поезда прибывают и отправляются с обоих путей обратно.

https://web.archive.org/web/20201025074626/http://fccland.ru/metro/291-zonnye-i-konechnye-stancii-metropolitena.html.
https://web.archive.org/web/20201025074626/http://fccland.ru/metro/291-zonnye-i-konechnye-stancii-metropolitena.html.

Петлевое устройство для оборота составов может быть расположено либо за конечной станцией, либо станция располагается в пределах петли.

Такое решение позволяет на станциях с большим пассажирооборотом вдвое увеличить время стоянки поезда и обеспечить полное наполнение вагонов пассажирами.

Поезда на конечной станции Филёвской линии Александровский Сад. Один — идёт обратно на Кунцевскую, другой — обратно на Международную. Фото: bangkokbook.ru.
Поезда на конечной станции Филёвской линии Александровский Сад. Один — идёт обратно на Кунцевскую, другой — обратно на Международную. Фото: bangkokbook.ru.

Примерами таких конечных станций являются Александровский Сад, Международная, Кунцевская Филёвской линии и Алма-Атинская.

Перекрёстный съезд возле станции Алма-Атинская Замоскворецкой линии. Фото: https://www.nashtransport.ru.
Перекрёстный съезд возле станции Алма-Атинская Замоскворецкой линии. Фото: https://www.nashtransport.ru.

4. Последняя классификация станций метро, которую мы рассмотрим, это — количество путей.

Исходя из этого, станции могут быть двупутными и многопутными.

Двухпутные станции

Такие станции имеют островную или береговые платформы и два пути. Двухпутных станций в метро Москвы большинство.

Островная двухпутная станция Битцевский Парк Бутовской линии. Фото: https://bangkokbook.ru.
Островная двухпутная станция Битцевский Парк Бутовской линии. Фото: https://bangkokbook.ru.

Многопутные станции

Многопутных станций в метро Москвы только четыре: трёхпутные Партизанская, Полежаевская и Кунцевская, а также четырёхпутная станция Нижегородская.

На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, что было интересно и вы узнали что-то новое. Будем рады лайку, подписке и комментарию.

Удачи и до новых встреч!