Приветствуем вас, дорогие читатели!
Сегодня вновь поговорим о видах станций столичной подземки. В предыдущий раз мы классифицировали станции по их расположению и конструкции. Можно почитать здесь:
Сегодня разберём оставшиеся классификации. Приятного чтения!
1. Кроме уже названных классификаций, все станции метро делятся в зависимости от расположения платформы.
Платформы бывают островными и береговыми.
Станции с островной платформой
Островными называются платформы, на которых зал станции находится между путями поездов.
Таких станций в московском метро большинство. Достоинствами этого вида станций являются: легкость ориентирования для пассажиров, бОльшая вместимость, большее количество возможностей для оформления станции.
Из недостатков: столкновение пассажирских потоков, следующих в разных направлениях.
Станциями с островной платформой являются: Сокольники, Беговая, Третьяковская, Славянский Бульвар, Боровицкая и многие другие.
Станции с береговыми платформами
Что касается станций с береговыми платформами, то на них в центре находятся пути поездов, а противоположные платформы расположены сбоку от рельсов.
Из плюсов этого типа платформ можно назвать то, что эти станции быстрее и дешевле строить, пассажиропотоки не встречаются на таких станциях. Из минусов: некоторые трудности ориентирования, например, если пассажир случайно сел в поезд, следующий не в ту сторону, придётся идти по переходу на другую платформу.
Данных станций в московском метро значительно меньше. Береговыми являются: Александровский сад, Кутузовская, Мякинино, Выхино, Кунцевская БКЛ, Давыдково, Окская, Стахановская, Нагатинский Затон и др.
2. Другим основанием для классификации станций может служить форма платформы.
Станции могут быть с прямой и изогнутой платформой.
Прямая платформа
Большинство станций московского метро имеют прямую платформу.
Изогнутая платформа
Станции с изогнутой платформой редко встречаются в столичной подземке.
Первой такой станцией стала станция Александровский Сад (бывш. Улица Коминтерна). Такое решение было обусловлено тем, что изначально строительство данной станции не было в планах. Первая очередь московского метро подразумевала вилочное движение поездов: от Сокольников до Парка Культуры и от Сокольников до Смоленской с разветвлением после станции Охотный Ряд. Но позже было решено, что станция может понадобиться в будущем, как пересадочная на Библиотеку имени Ленина, при разделении вилочного движения на две самостоятельные линии. К этому времени трассировка всех линий была уже выполнена и изменять её означало задержать открытие метрополитена. Поэтому приняли решение не менять трассировку, а станцию достроить вокруг тоннеля в виде боковых платформ. Тоннель в этом месте делал изгиб, так что станция тоже получилась изогнутой.
Кстати, станция Александровский Сад — это единственная станция с изогнутой платформой и береговыми платформами. Эта же станция обладает наибольшем радиусом кривизны платформы — 750 метров.
Другими станциями с изогнутой платформой являются: Пятницкое шоссе, Выставочная, Международная, Кутузовская и Зябликово.
3. По положению станций на схеме линий метрополитена и их эксплуатационным особенностям они делятся на промежуточные, пересадочные, зонные и конечные.
Промежуточные станции
Промежуточные станции не имеют никаких особенностей и дополнительных возможностей, они предназначены только для посадки и высадки пассажиров. Примерами таких станций являются: Красносельская, Сходненская, Алексеевская, Тульская, Кожуховская и многие другие.
Пересадочные станции
Пересадочная станция — это станция, соединённая с другой станцией переходом таким образом, что пассажир может пройти между ними, не оплачивая повторно вход в метро (несколько соединённых такими переходами станций образуют пересадочный узел), либо в пределах той же станции останавливаются поезда нескольких линий или нескольких маршрутов (на одном и том же пути или на разных).
В комплекс сооружений пересадочных станций входят: переходные коридоры, мостики, лестницы, дополнительные эскалаторы.
Самый большой пересадочный узел между линиями метро: Библиотека имени Ленина — Арбатская (Арбатско-Покровская линия) — Александровский Сад (Филёвская линия) — Боровицкая (Серпуховско-Тимирязевская линия).
Другими крупными транспортно-пересадочными узлами являются:
- ТПУ на Нижегородской, он объединяет две линии метро — Большую кольцевую и Некрасовскую, МЦК и МЦД-4;
- ТПУ на Курской, где объединены три линии метро: Арбатско-Покровская, Кольцевая, Люблинско-Дмитровская и два диаметра: МЦД-2 и МЦД-4.
Другими примерами пересадочных станций являются: Новокузнецкая, Пролетарская, Мичуринский Проспект, Калужская, Проспект Вернадского и другие.
Отдельным подвидом пересадочной станции служат станции с кросс-платформенной пересадкой. На таких станциях поезда разных линий останавливаются у противоположных сторон одной платформы.
Примеры станций с кросс-платформенной пересадкой: Китай-город, Третьяковская, Парк Победы, Каширская, Петровско-Разумовская, частично Кунцевская.
Зонные станции
Зонные станции устраивают на границах участков с резко выраженным изменением пассажиропотоков. Основное назначение зонных станций заключается в том, чтобы обеспечить оборот поездов, курсирующих в пределах зонного участка, и осуществить пропуск сквозных поездов, следующих до конечной станции. С этой целью на зонных станциях устраивают оборотные тупики, располагаемые обычно между перегонными путями метрополитена.
Зонными станциями являются: Парк Культуры, Молодёжная, Октябрьское Поле, ВДНХ, Пражская, Орехово и другие.
Конечные станции
Конечные станции метрополитена располагаются на конечных пунктах отдельных линий, на которых происходит оборот подвижного состава. В случае необходимости дальнейшего удлинения линий метрополитена конечные станции должны проектироваться с учетом эксплуатации их в перспективе как промежуточных или зонных станций.
Путевое развитие конечных станций, обеспечивающее оборот подвижного состава, устраивают, либо в виде оборотных тупиков, либо в виде петли.
Конечные тупиковые станции
Выбор схемы конечной тупиковой станции зависит от условий работы такой станции и от дальнейших перспектив.
Если перспективным планом не предусматривается дальнейшее продолжение линии метрополитена, то в этом месте за конечной станцией устраивают постоянные тупики как для оборота, так и для осмотра и мелкого ремонта подвижного состава.
В случае возможного в перспективе удлинения линии и превращения конечной станции в промежуточную или зонную станцию конструкция тупиковых тоннелей должна предусматривать возможность их удлинения или сопряжения с ними перегонных тоннелей.
При этом, бывают конечные станции с одним тупиком и с двумя тупиками.
Конечная станция с одним тупиком
Такая схема обычно применяется, когда станция является конечной лишь временно и должна впоследствии, при удлинении линии метрополитена, превратиться в зонную или промежуточную с использованием тупика для организации оборота подвижного состава.
Подобные тупики использовались на станциях, которые временно были конечными, например: Тропарёво, Люблино, Марьина Роща, Шоссе Энтузиастов.
Конечная станция с двумя тупиками
Схема двух оборотных тупиков применяется как на постоянных конечных станциях отдельных линий, так и на временных конечных станциях, которые впоследствии при удлинении линии превращаются в зонные станции.
Данные оборотные тупики организованы на большинстве конечных станций московского метро, например: Планерная, Ховрино, Алтуфьево, Медведково, Бульвар Рокоссовского, Щёлковская и др.
Конечные сквозные станции
За конечными сквозными станциями нет оборотных тупиков. Когда поезд прибывает на такую конечную станцию, оборот состава осуществляется через перекрёстный съезд, расположенный перед станцией; поезда прибывают и отправляются с обоих путей обратно.
Петлевое устройство для оборота составов может быть расположено либо за конечной станцией, либо станция располагается в пределах петли.
Такое решение позволяет на станциях с большим пассажирооборотом вдвое увеличить время стоянки поезда и обеспечить полное наполнение вагонов пассажирами.
Примерами таких конечных станций являются Александровский Сад, Международная, Кунцевская Филёвской линии и Алма-Атинская.
4. Последняя классификация станций метро, которую мы рассмотрим, это — количество путей.
Исходя из этого, станции могут быть двупутными и многопутными.
Двухпутные станции
Такие станции имеют островную или береговые платформы и два пути. Двухпутных станций в метро Москвы большинство.
Многопутные станции
Многопутных станций в метро Москвы только четыре: трёхпутные Партизанская, Полежаевская и Кунцевская, а также четырёхпутная станция Нижегородская.
На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, что было интересно и вы узнали что-то новое. Будем рады лайку, подписке и комментарию.
Удачи и до новых встреч!