Найти тему
История нашего мира 2.0

Обычаи и эмоции

XVI век

Индия, Дели

В правление шаха Акбара (правил в 1556-1605 гг.), когда его первым советником и министром был индус Махеш-дас, известный, как Бирбал, в городе Дели проживал один брахман, человек учёный, но суровый. Слуги и соседи его очень боялись. Знали брахман – человек слова: как сказал, так и сделает. Надо будет, жизни не пожалеет, но выполнит обещанное.

И так случилось, что как-то обедая, брахман обнаружил в своей тарелке волосину. А по понятиям некоторых народов волосинка в тарелке - это символ колдовства и несчастья. Потому брахман показал этот волос жене и предупредил, что если ещё хоть раз обнаружит в своей тарелке волосы, то жена будет с бритой головой. А по обычаям ряда народов Индии женщина с бритой головой считалась опозоренной до конца жизни.

Женщина, которая хорошо знала характер мужа, стала внимательней присматриваться к пище, которую подавала супругу на стол. И все равно, как-то прозевала.

Брахман вновь нашёл в своей тарелке волосинку. Пришёл в ярость и велел слугам бежать за цирюльником. Перепуганная жена заперлась в своей комнате, и просила через окно соседей, чтобы те вызвали её братьев. Братьев у женщины было четверо. Когда сосед рассказал братьям, что поведала ему их сестра, они сильно встревожились и стали думать, что им делать. Драться с брахманом, человеком известным и уважаемым - это ещё больше навредить сестре. Тем более, что брахмана лично знал шах Акбар.

Бирбал (Birbal) (1528, Тикаванпур, Индия – 1586) – советник, доверенное лицо и министр Акбара Великого (1542–1605), падишаха (императора) Великих Моголов, один из популярнейших героев индийского фольклора. Его настоящее имя было Махешдас (Mahesh Das, Maheshdas), и родился он в бедной брахманской семье, в Тикаванпуре (Tikawanpur или Тривикрампуре, Trivikrampur), что на реке Ямун (Джамна). После службы при дворах разных раджей (в том числе при дворе третьего по влиятельности в Северной Индии раджи Рам Чандры, Ram Chandra, покровителя поэтов и музыкантов), где проявились его необыкновенные способности и ум, Бирбал в начале 60-х годов попал ко двору самого падишаха. Своей сообразительностью и остроумием он покорил Акбара, и тот наградил его большим джагиром (имением), возвел в ранг амиров (придворной знати), пожаловал ему множество титулов, таких, как раджа, «мудрый советник», «царь поэтов», «вершитель правосудия».
Бирбал (Birbal) (1528, Тикаванпур, Индия – 1586) – советник, доверенное лицо и министр Акбара Великого (1542–1605), падишаха (императора) Великих Моголов, один из популярнейших героев индийского фольклора. Его настоящее имя было Махешдас (Mahesh Das, Maheshdas), и родился он в бедной брахманской семье, в Тикаванпуре (Tikawanpur или Тривикрампуре, Trivikrampur), что на реке Ямун (Джамна). После службы при дворах разных раджей (в том числе при дворе третьего по влиятельности в Северной Индии раджи Рам Чандры, Ram Chandra, покровителя поэтов и музыкантов), где проявились его необыкновенные способности и ум, Бирбал в начале 60-х годов попал ко двору самого падишаха. Своей сообразительностью и остроумием он покорил Акбара, и тот наградил его большим джагиром (имением), возвел в ранг амиров (придворной знати), пожаловал ему множество титулов, таких, как раджа, «мудрый советник», «царь поэтов», «вершитель правосудия».

И тут старшему брату пришла мысль обратиться за советом к Бирбалу.

Первый министр был как раз дома, когда к нему зашли братья женщины. Он внимательно выслушал их и велел, чтобы братья немедленно шли к дому брахмана с обнажёнными головами и траурным видом. А он их догонит.

Братья так и сделали.

Когда братья подошли к дому брахмана, там по приказу разъярённого хозяина слуги ломали дверь в комнату его жены.

И тут появился Бирбал. Он шёл в сопровождении слуг с различными предметами для погребального обряда. По его знаку братья схватили брахмана, связали и завернули в саван, доставленный Бирбалом. Слуги Бирбала установили на земле бамбуковые носилки, на которых согласно обычаю покойников возлагают на погребальный костер. Брахмана уложили на эти носилки.

Мгновенно собралась толпа. Всех заинтересовало необычайное зрелище: живого человека собираются хоронить.

Брахман багровел от стыда и позора, но сказать или сделать ничего не мог. И тут ему на помощь прибежала жена, которая увидела в окно, как позорят её мужа. Женщина выбежала во двор, и начала просить братьев и Бирбала отпустить супруга.

Только тогда Бирбал велел отпустить брахмана. А когда того развязали и помогли ему встать на ноги, первый министр напомнил брахману, что согласно законам государства и обычаям народов Индии, обрить голову можно только вдове. Никто не вправе обрить голову женщине при живом муже. А если муж решил обрить голову супруги, то обязан взойти на погребальный костёр. Значит, он так сам возжелал.

После этих слов брахман прилюдно попросил у жены прощения и отказался от своей затеи позорить свою супругу.

„Человеку нравится верить в то, что он хозяин своей души. Но до тех пор, пока он не способен контролировать свои настроения и эмоции или осознавать мириады скрытых путей, по которым бессознательные факторы вкрадываются в его мероприятия и решения, человек хозяином самого себя не будет.“

Карл Густав Юнг, книга Архетип и Символ

(Источник: предания о Бирбале)