XVI век
Индия, Дели
В правление шаха Акбара (правил в 1556-1605 гг.), когда его первым советником и министром был индус Махеш-дас, известный, как Бирбал, в городе Дели проживал один брахман, человек учёный, но суровый. Слуги и соседи его очень боялись. Знали брахман – человек слова: как сказал, так и сделает. Надо будет, жизни не пожалеет, но выполнит обещанное.
И так случилось, что как-то обедая, брахман обнаружил в своей тарелке волосину. А по понятиям некоторых народов волосинка в тарелке - это символ колдовства и несчастья. Потому брахман показал этот волос жене и предупредил, что если ещё хоть раз обнаружит в своей тарелке волосы, то жена будет с бритой головой. А по обычаям ряда народов Индии женщина с бритой головой считалась опозоренной до конца жизни.
Женщина, которая хорошо знала характер мужа, стала внимательней присматриваться к пище, которую подавала супругу на стол. И все равно, как-то прозевала.
Брахман вновь нашёл в своей тарелке волосинку. Пришёл в ярость и велел слугам бежать за цирюльником. Перепуганная жена заперлась в своей комнате, и просила через окно соседей, чтобы те вызвали её братьев. Братьев у женщины было четверо. Когда сосед рассказал братьям, что поведала ему их сестра, они сильно встревожились и стали думать, что им делать. Драться с брахманом, человеком известным и уважаемым - это ещё больше навредить сестре. Тем более, что брахмана лично знал шах Акбар.
И тут старшему брату пришла мысль обратиться за советом к Бирбалу.
Первый министр был как раз дома, когда к нему зашли братья женщины. Он внимательно выслушал их и велел, чтобы братья немедленно шли к дому брахмана с обнажёнными головами и траурным видом. А он их догонит.
Братья так и сделали.
Когда братья подошли к дому брахмана, там по приказу разъярённого хозяина слуги ломали дверь в комнату его жены.
И тут появился Бирбал. Он шёл в сопровождении слуг с различными предметами для погребального обряда. По его знаку братья схватили брахмана, связали и завернули в саван, доставленный Бирбалом. Слуги Бирбала установили на земле бамбуковые носилки, на которых согласно обычаю покойников возлагают на погребальный костер. Брахмана уложили на эти носилки.
Мгновенно собралась толпа. Всех заинтересовало необычайное зрелище: живого человека собираются хоронить.
Брахман багровел от стыда и позора, но сказать или сделать ничего не мог. И тут ему на помощь прибежала жена, которая увидела в окно, как позорят её мужа. Женщина выбежала во двор, и начала просить братьев и Бирбала отпустить супруга.
Только тогда Бирбал велел отпустить брахмана. А когда того развязали и помогли ему встать на ноги, первый министр напомнил брахману, что согласно законам государства и обычаям народов Индии, обрить голову можно только вдове. Никто не вправе обрить голову женщине при живом муже. А если муж решил обрить голову супруги, то обязан взойти на погребальный костёр. Значит, он так сам возжелал.
После этих слов брахман прилюдно попросил у жены прощения и отказался от своей затеи позорить свою супругу.
„Человеку нравится верить в то, что он хозяин своей души. Но до тех пор, пока он не способен контролировать свои настроения и эмоции или осознавать мириады скрытых путей, по которым бессознательные факторы вкрадываются в его мероприятия и решения, человек хозяином самого себя не будет.“
Карл Густав Юнг, книга Архетип и Символ
(Источник: предания о Бирбале)