Найти тему

Почему нам стыдно вызывать зависть. Богослов Василий Великий о зависти

Много признаков зависти описал архиепископ Капподокийский, церковный писатель, богослов, философ Василий Великий. Эти признаки он запечатлел более полутора тысяч лет назад. И есть два примечательных признака зависти, весьма примечательных. Если вы их заметили у человека, постарайтесь отойти как можно дальше, - этот человек опасен. Он поражен завистью.

✅Об одном признаке я раньше писала: завистник досадует и гневается, когда у вас все хорошо. Он раздражен, лицо его мрачно, он ищет, чем бы вас уязвить и как бы поспособствовать разрушению вашего счастья.

Но когда произойдет утрата, горе, потеря хорошего положения, болезнь, - завистник в первом ряду утешителей. Он так внимателен, так эмоционально поддерживает вас, он добр к вам!

Но обольщаться не надо.

Научно это объясняется очень просто. Завистник испытывает страдание, подобное физической боли, при виде чужого успеха и процветания. Это ученые исследовали работу мозга и обнаружили такой интересный факт.

А когда процветанию пришел конец, боль прошла! Наступило облегчение. Зубная боль прошла! Голова не болит больше! Конечно, настроение повышается у человека. Теперь он испытывает приятные чувства, глядя на ваши страдания. И естественно, относится к вам гораздо лучше. Улыбается тихонько, гладит вас по плечу, он счастлив!

Одна девушка спросила на вебинаре: "Почему мне словно стыдно, когда мне завидуют?". Конечно, может быть стыдно доброму и чувствительному человеку. Вы же причинили страдание завистнику, правильно? Своим процветанием, хорошим видом, маленьким успехом сделали человеку больно! И это заметно по его чуть изменившемуся лицу...

Если вы случайно больно наступите на ногу кому-то или палец дверью прищемите, вам стыдно будет? Ну вот, поэтому и стыдно. Хотя мы совершенно ни при чем. Но так уж эмпаты устроены. Они чувствуют чужую боль и досаду, вызванную завистью. А когда у нас случилось плохое, завистнику приятно. Он даже временно добр к нам.

✅Но есть еще одно: завистнику хочется как следует насладиться вашими страданиями. Посмаковать пирожное. И поэтому он хочет подробностей, деталей. Это вовсе не из-за внимания к вам он так подробно расспрашивает, больно ли? И как именно вы упали? И как болел ваш близкий перед тем, как скончаться? И как машина перевернулась, много ли было крови?

✅А особенно приятно завистнику напомнить, как все было хорошо в вашей жизни. В болезни он обязательно напомнит, каким здоровым вы были, каким крепким! Облысели? Завистник напомнит о ваших золотистых локонах. Близкого потеряли? Да, а как он вас любил, как заботился о вас, как вы счастливо жили! Каким дорогим было имущество, которого вас лишили, каким ценным, какая огромная сумма была! А теперь ее нет. Вам плохо? Вот и хорошо!

Потому в период страданий надо бояться не равнодушия. А вот этого ложного сочувствия стервятника. Который лакомится вашим страданием, выклевывая самое вкусное. Лишая вас последних запасов терпения и энергии. Ведь никакой серьезной помощи вы не получите. А подобное "сочувствие" и внимание лишат сил.

✅И еще один признак завистника совершенно точно описан богословом. Вы послушайте, как человек отзывается о других. Завистник всегда вспоминает ошибки и проступки человека, каким бы талантливым и добрым этот человек ни был. И немедленно всем рассказывает об этом. И только об этом.

"И если случится в чем проступиться (как часто бывает с людьми), они разглашают это, хотят, чтобы по одному этому узнавали человека, как и недобрые живописцы лицо изображаемого ими на картине отличают искривленным носом, или каким-нибудь рубцом, или другим недостатком природным либо происшедшим вследствие болезни".

✅А хорошее завистники замечают, а как же. Они же этому и завидуют, хорошему-то. Но они отлично умеют перелицевать хорошее, светлое, доброе в дурное.

"Они искусны сделать презренным и похвальное, перетолковав в худую сторону, и оклеветать добродетель, представив ее в виде порока с ней смежного: мужественного называют дерзким, целомудренного — нечувствительным, справедливого — жестоким, благоразумного — коварным.

Кто любит великолепие, на того клевещут, что у него грубый вкус; о щедром говорят, что расточителен, и о бережливом опять, что он скуп. И вообще всякий вид добродетели не остается у них без такого имени, которое заимствовано от противоположного порока".

Зависть - первопричина всех грехов и пороков. И распад общества, человеческой цивилизации начинается с оправдания зависти. Сначала вам говорят, что зависть - это хорошо. Ведь она побуждает к соревнованию! Побуждает желать то, что есть у другого, и стремиться это заполучить.

Потом говорят, что нечего стыдиться зависти. Все люди завистливы. Просто скрывают это.

Скорее всего, болезнью зависти поражен тот, кто говорит такое. И ему непременно надо и других сделать завистливыми, научить не бороться с пороком, а потакать ему. И об этом писал Василий Великий - завистник не желает бороться с завистью и признаться в пороке. Наоборот. Он всячески потакает демону, овладевшему его душой...

Видите, более полутора тысяч лет назад великий богослов и философ точно определил зависть и ее признаки. Описал позорное тайное "заболевание" души. Поэтому крайне внимательно приглядитесь к тому, кто оправдывает и возвеличивает зависть. Скорее всего, этот человек завистью и страдает.

И из зависти распространяет свое состояние на других. Чтобы всем было плохо. Тогда ему получше будет.

Нападения зависти, уколы зависти многие чувствовали в течение жизни. Но именно отношение к зависти как к постыдному, черному чувству помогло отбиться и справиться. Устыдиться. Остановиться. Дать отпор демонам, как писали богословы. И сохранить свою добрую душу.

От плохого мы уклоняемся. Но стоит плохое признать возможным, а потом и хорошим, разрушится Этика человечества. И для завистника есть только один путь спасения - ужаснуться зависти. Признать ее. И начать бороться с ней. В точности как с признанием болезни и лечением. Другого пути нет.

Анна Кирьянова