SMART-цели - это инструмент для формулирования и эффективного достижения целей в разных областях нашей жизни. Изначально, эта концепция использовалась в бизнесе и управлении, но сейчас её применяют везде. Давайте посмотрим, чем могут быть полезны SMART-цели в подготовке к языковым экзаменам.
SMART-цели помогают:
- точно определить, чего мы хотим достичь;
- следить за прогрессом, оценивать насколько мы близки к нашей цели;
- избегать недостижимых целей;
- улучшить организацию времени и планирование;
- увеличить мотивацию.
Аббревиатура SMART расшифровывается как Specific, Measurable, Achievable, Relevant, и Time-bound. Давайте разберем на конкретных примерах, что это значит.
1) Specific - Конкретная - цель должна быть ясной и конкретной. Вместо общего желания "сдать ЕГЭ на чем выше, тем лучше", определите какой балл будет оптимальным. Поищите информацию по выбранному вузу: посмотрите, какой там проходной балл на коммерческое отделение, с какими баллами есть возможность пройти на бюджет. По ОГЭ всё проще, можно просто посмотреть на таблицу баллов и их перевод в оценку:
Далее, определитесь какой балл вам реально получить. Для этого сделайте пробный тест ОГЭ или ЕГЭ. Этих данных хватит для старта, затем по мере прогресса вы будете уточнять и корректировать желаемый результат.
Также можно проверить свой уровень языка. Для этого воспользуйтесь сайтами: полегче - https://www.cambridgeenglish.org/test-your-english/, посложнее - https://www.efset.org/ru/.
Что касается письменной части - её можно натренироваться очень хорошо. Конечно, нужна будет помощь учителя или репетитора, но это реально. То же самое с устной частью, потребуется некоторое время для её освоения, но мастерство приходит с практикой.
Теперь, когда у вас появилась конкретная цель, можно ставить себе временные рамки для её достижения.
2) Measurable - Измеримая - важно иметь возможность измерить свой прогресс. Это поможет оценить, сколько работы еще осталось.
В ОГЭ и ЕГЭ прогресс помогают оценивать регулярные пробники. У меня есть отдельная статья про то, как лучше их организовать. Например, можно каждый месяц писать пробный вариант экзамена и отмечать его результаты в таблице. Видеть, где есть прогресс, и что пока получается не очень.
Также есть смысл ставить более мелкие цели на месяц, неделю, день. Например, в этом месяце написать 4 эссе и 8 писем. На этой неделе повторить все временя глаголов и проделать тесты на эту тему. Сегодня потренировать 2-3 варианта устной части.
3) Achievable - Достижимая - ставьте перед собой цели, которые вы можете достичь своими усилиями и ресурсами. Важно не завышать свои ожидания, тогда не надо будет расстраиваться из-за условно "плохого" результата. Также важно и не занижать, махая на себя рукой.
Немного статистики: в прошлом году из 80 тыс. выпускников, сдававших английский, только 205 человек получили 100 баллов, что меньше 1%. Поэтому нужно оценивать свои силы адекватно, без иллюзий, но с оптимизмом и верой в свои возможности.
Если сейчас ваш балл за эссе7-8, то поставьте цель 12-13 баллов. И так со всеми разделами: постепенный рост и улучшение результатов.
4) Relevant - Релевантная - промежуточные цели должны быть связаны с вашей общей целью сдать экзамен. Например, нет смысла долго и упорно тренировать ту грамматику, что не входит в экзамен. Или вместо того, чтобы проходиться по всем частям экзамена, застрять на письменной части, делая только её. Важно проявлять гибкость и избирательность, осознавать, сколько времени есть реально на подготовку, и выжимать из него максимум.
5) Time-bound - Определенная по времени - у экзаменов есть четкие сроки - конец учебного года. Поэтому нужно начинать подготовку заранее и четко понимать объем оставшегося времени.
Некоторые начинают подготовку в последний момент и поражаются масштабу необходимой работы, это ведет к потере мотивации. Лучше делать по чуть-чуть, но каждый день течении всего учебного года.
Здесь на ум приходит ещё один интересный подход из бизнеса - метод прогрессивного джипега. Это метод ведения работы над чем-то по принципу от общего к частному. На каждом этапе работы получается готовый на 100% "продукт", но его проработанность может быть и на 4 %.
Как это можно применить к экзаменам?
На первом этапе подготовки: проработать каркас - структуру нашего "проекта". Т.е. понять из чего конкретно состоит экзамен, какой у него формат и требования, критерии оценивания, в том числе в письменной и устной частях.
Быть готовым сдать экзамен хоть завтра, но постоянно его "детализировать" - т.е. улучшать те или иные моменты.
Например, эссе-отчет: сначала научиться просто писать по критериям, затем использовать более разнообразную лексику, развить умение выражать свои мысли четко и кратко, научиться видеть повторяющиеся ошибки и удалять пробелы в этой грамматике или лексике.
Запомните, язык нельзя выучить быстро, за короткий срок, это противоречит законам памяти. Ключевую роль играет многократное повторение, растянутое во времени. Лучше каждый день тратить по 20-30 минут, чем раз в неделю по 3 часа.
Успех не приходит сам собой. Он ожидает тех, кто умеет целенаправленно работать над своими целями. Используйте SMART-цели как навигационную систему на пути к успешной сдаче экзаменов.
Ну и читайте мои статьи по всем разделам ОГЭ и ЕГЭ, их можно найти в Посте-навигаторе.
На сегодня всё. Stay tuned!