Найти в Дзене
СОАТЭ

Электронные блоки управления для бензиновых двигателей снегоболотоходов

АО «СОАТЭ» отправило потребителям в Рыбинск первую опытно-промышленную партию электронных блоков управления (ЭБУ) для бензиновых двигателей снегоходов.

ЭБУ для снегоходов - первый электронный блок управления бензиновыми двигателями, созданный на заводе через 15 лет, после 2008 года, когда такие приборы были достаточно широко востребованы потребителями по всей стране. Потом наступил перерыв, вызванный наращиванием спроса у автозаводов на ЭБУ для дизельных двигателей.

С середины 2021 года инженеры-конструкторы завода занялись разработкой изделия по специальному заказу АО «Русская механика». Это предприятие производит снегоходы и квадроциклы еще со времен СССР, в частности, именно они выпускали первые и единственные в Советском Союзе универсальные двухгусеничные снегоходы «Буран».

На одну из модификаций уже современных машин с бензиновым двигателем, кстати, самую популярную и пользующуюся массовым спросом у покупателей, рыбинцам и потребовались изделия СОАТЭ, что связано с заменой импортных приборов на отечественную электронику.

В команду проекта по созданию нового изделия вошли Александр Сморчков, Алексей Агафонов, инженеры-электроники, Ольга Трофименко, конструктор. Непосредственно в цехе 14 им помогали технолог Александр Кривоносов и Александр Коротков, заместитель начальника цеха по оборудованию, который перепрограммировал оборудование для набивки печатных плат, а также мастер и работники шестого участка, цеха 14.

Очень быстро и хорошо сработали работники инструментального отдела под руководством Антона Сергеевича Мяснянкина, которые в сжатые сроки спроектировали и изготовили основную оснастку для деталей блока. Конструктор прессформ, проектировавший оснастку – Роман Хаботкин.

И весьма большая заслуга в разработке алгоритмов функционирования прибора у Сергея Шафрова, инженера-электроника, который раньше успешно работал над ЭБУ для бензинового двигателя.

Суть в том, что процессы, происходящие в электронном блоке управления бензиновым двигателем, значительно отличается от ЭБУ для дизельного двигателя. В случае дизельного регулирование мощности двигателя происходит за счет количества топлива, а в бензиновом все сложнее — управление происходит за счет того, какое количество воздуха поступило в двигатель, то есть надо выдерживать точное соотношение воздуха и топлива. А если еще короче, ЭБУ для бензинового сложнее, чем ЭБУ для дизельного двигателя.

Рыбинцы сразу предоставили специалистам нашего завода квадроцикл. А в начале 2022 года у команды проекта появились первые действующие образцы ЭБУ для бензинового двигателя, которые были установлены на двигатель квадроцикла, и начались ходовые испытания на территории СОАТЭ. Но через небольшой промежуток времени инженерам-конструкторам завода пришлось переделывать уже действующий прибор на новое изделие с санкционно устойчивой элементной базой.

-2

Специалисты СОАТЭ справились и с этой задачей, создав новый ЭБУ для бензинового двигателя с другим процессором и иной элементной базой, которая доступна в современных геополитических условиях. Этот вариант был готов осенью 2022 года.

Особенность разработки этого прибора в том, что для решения проблем с поставкой комплектующих, которые возникли сначала из-за пандемии и нарушения цепочек поставок, а потом из-за санкций, пришлось вместо специализированных автомобильных микросхем использовать схемотехнические решения на универсальных элементах, что привело к увеличению количества корпусов на плате.

Оригинальность этого проекта, была в том, что этот бензиновый двигатель малоразмерный — до этого инженеры-конструкторы работали только с мощными двигателями Заволжского моторного завода. В двигателе снегоходавсего два цилиндра, небольшая мощность, и требуются другие алгоритмы для управления работой маленьким двигателем.

А сложность проекта заключалась в том, что прибор был создан, а потом его пришлось переделывать. К тому же, в проект вмешалась срочная работа над созданием блока управления двигателем для Ульяновского автомобильного завода, на котором из-за отсутствия ЭБУ был риск остановки конвейера.

На сегодняшний день прошли испытания нового ЭБУ на моторном стенде в Рыбинске у производителя снегоходов. Аспециалисты СОАТЭ проверили ездовые характеристики и работу двигателя на переходных режимах.

Делясь впечатлениями о ходовых испытаниях прибора, Алексей Агафонов говорит, что подключал к двигателю ноутбук, который записывал параметры реального режима алгоритмов изделия — они очень помогли при корректировке, и просто как водитель воспринимал работу двигателя.

Особенность производства ЭБУ на нашем заводе в том, что выполняется лишь небольшая подготовка производства, используется существующее оборудование, и только добавляются дополнительные показатели для проверочных стендов. Стоит отметить, что в этот ЭБУ для бензинового двигателя установлены электронные элементы меньшего размера, чем в ЭБУ для дизельного двигателя, и сам блок в два раза меньше, чем блок для дизеля.

По мнению Наталии Семибратченко, мастера шестого участка, цеха 14, из всех изделий, которые собираются на участке, этот ЭБУ находится где-то посередине: не самый простой, но и не самый сложный. Трудности, на ее взгляд, сейчас заключаются в том, что в последнее время на участке очень большие планы, бригада работает в три смены и в субботу. А чтобы, например, написать программу для оборудования необходимо было выделить для Короткова два дня. И поэтому бригада делала план во вторую и третью смену, а в первую Александр Сергеевич создавал программу.

Последнюю партию сделали как положено, на оборудовании, паяли вилку, делали дополнительную пайку. И теперь, после того, как написали программу, этот блок пойдет и по набивке элементов нормально, и не слишком сложный на сборке.

-3

Специалисты АО «Русская механика» высоко оценили работу инженеров-конструкторов СОАТЭ и, возможно, после перепрограммирования дляэтого электронного блока управления найдется применение и на других моделях снегоходов и квадроциклов.

Планируется, что в Рыбинск, начиная с апреля,ежемесячно будет отправляться 250-300 ЭБУ. В перспективе возможно расширение производства этих изделий, если рыбинцы начнут использовать прибор и на других двигателях своей техники.

Авто
5,66 млн интересуются