А что если мудж прав и от предлагаемых им изменений, наши отношения станут лучше, моя жизнь станет еще интереснее. Звучит это хорошо, но что делать-то, чтобы изменения начались, непонятно.
Из рабочего процесса:
Я никогда не была общительным человеком. Мне проще было сесть в уголочке с вязанием или книгой, чем взаимодействовать с людьми. Наверное, это даже удивительно, что я вышла все-таки замуж, а не осталась синим чулком. В семье я всегда считалась букой-одиночкой: а, она у нас такая, - говорила мама и неопределенно махала рукой в мою сторону, когда кто-то из гостей спрашивал, почему я сижу в углу и не подхожу к людям.
Мне кажется, что общение с кем бы то ни было, кроме мужа отнимает у меня огромное количество сил. Муж мне не верит. Он считает, что я просто не умею силы из приятельского общения извлекать. Его такое общение, наоборот, подпитывает, наполняет энергией. К нам часто заходят гости, его друзья, он хочет, чтобы я более активно общалась с людьми, «потому что они классные». Я тоже, по мнению муж, классная, значит, нам надо общаться.
Не то чтобы я хочу угодить мужу (хотя, наверное, и это тоже), но если люди столько времени тратят на обсуждение пустяков, которые напрямую на их жизнь не влияют, то, может быть, в этом что-то есть? А я не умею получать пользу и удовольствие от этого процесса. Но раз кто-то может, значит, и я могу научиться, если меня кто-то направит.
В каждой деятельности можно выделить как минимум две составляющие, наиболее значимые для разных людей. Назовем их процесс и результат. Есть люди, которых больше интересует процесс, есть те, кто работает на результат. Например, в том же вязании кто-то вяжет потому, что хочет новый свитер или шапочку на продажу, а кому-то в удовольствие – перемещать петли со спицы на спицу.
В общении можно выделить примерно такую же схему процессуальности\результативности. Есть удовольствие от самого общения, есть результат номер один - договоренности, убежденность (то, что становится результатом, следствием проведенного разговора) и чувство восстановления сил, отдыха, возникшее в результате общения. И здесь тоже можно поставить вопрос о том, какой результат нужен и как он соотносится с процессуальной ценностью выбранной коммуникации.
У меня есть к Вам предложение по поводу способов наполнения, способов восстановления ресурсов. Я часто такой эксперимент предлагаю школьникам, у которых выполнение домашнего задания отнимает слишком много сил.
Эксперимент заключается в исследовании шероховатостей, которые возникают в процессе. Когда Вы смещаете фокус своего внимания с собственно коммуникации на ее условия. И исследуете их. Поясню на примере, чтобы было понятнее.
Например, я недавно пообщалась со знакомой, с которой двадцать лет назад, можно сказать, дружила. Мы ездили друг к другу в гости, иногда забалтывались настолько, что транспорт переставал ходить. Потом она вышла замуж, общаться стали реже, пересекались в общей компании периодически (раз-два в год). И вот на днях договорились встретиться, пообщаться, а после поехать в гости к общим знакомым. Общение пошло со скрипом. Сначала я удивилась: я давно не видела человека, она погрузилась профессионально в интересную мне тему, задаю вопросы, слушаю ответы… а ощущение, что что-то не так. Начинаю присматриваться, что создает заминки и ощущение шероховатости. Оказалось, что мой собеседник отвечает на мои вопросы, но своих не задает. А если задает, то они скорее о себе. «Ты как эту процедуру воспринимаешь? А я вот…» и далее снова монолог. Чтобы уйти от неприятных ощущений, я начала изучать явление: по-разному формулировать вопросы, делать между вопросами большие паузы, включать\выключать нерефлексивное слушание и пр. Очень быстро неприятные ощущения сменились азартом исследователя. Состояние захваченности азартом – обычно очень ресурсное состояние.
Насколько это для Вас так? Насколько Вам свойственно концентрироваться на деталях и любопытно выявлять закономерности, наблюдать, как они работают, выстраиваясь в единое целое, образуя ткань общения?
Предлагаю попробовать подойти к общению с разных сторон, параллельно прислушиваясь к себе, наблюдая за собой: что во мне вызывает отклик, что меня интересует в процессе коммуникации. Или хотя бы потенциально может заинтересовать. Собственный интерес здесь очень важен, он отвечает за Вашу включенность в процесс. Когда получится нащупать волну собственного интереса, Вы без проблем сможете включаться в любую коммуникацию, пребывая на этой самой волне собственного интереса.