Найти тему

Про незрелость эмоционально-волевой сферы на конкретных примерах

У моего старшего сына шизотипическое расстройство. В его конкретном случае главное проявление -- неравномерность развития. Например, в каких-то моментах он ведёт себя на свой возраст (неполные 14 лет), порой и вовсе серьёзно. А в каких-то до этого возраста прилично недотягивает. Незрелость эмоционально-волевой сферы имеется, иными словами.

Сына достаточно легко расстроить, довести до слез. И сложнее успокоить, быстро привести в нормальное расположение духа. Потому мы дома стараемся находить подход и правильные слова, не провоцировать. Но мы не вездесущие, везде соломку подстелить не можем. Потому разные нежелательные ситуации периодически происходят. Не часто, но бывает.

Яблоки чуть крупнее вишни. Сорт такой
Яблоки чуть крупнее вишни. Сорт такой

Был у нас период, когда отключение электричества воспринималось как трагедия. Чаще это происходило на даче. Нет, сын не боялся темноты. И мы вполне неплохо могли бы проводить время при свечах. Но как-то вот так отсутствие электричества и Интернета приравнивалось у него к невозможности находиться в этом месте. К непригодности такого места для проживания. Наверное, подчинись я хоть раз его эмоции и уедь оттуда в места с электричеством, так бы и сохранялся этот "пунктик". Но само собой прошло. Конечно, сына и сейчас не особо веселит перспектива сидеть без света. Но голосить, как по покойнику, он уже не начинает.

Хотя один раз успел этим обескуражить наших друзей. У них сын с кучей проблем, но замкнутый и молчаливый. Они к такому спектру чувств не привыкли. Потому после увиденного очень сочувствовали мне) Но я-то привычная. Я им, наоборот, сочувствую, потому что, как по мне, лучше проплакаться, чем лопнуть от переживаний.

В школе сын обычно держится молодцом. Но и на старуху бывает проруха. Например, в конце прошлого учебного года он пришёл на занятия к положенному времени, сел и разрыдался. Там уже накопилась к маю усталость, не мог в себе держать. Я его очень хорошо понимаю. Ни один из успокаивающих не сумел его устаканить. Потому что это очень сложно. Эмоция должна выйти слезами. "Заткнуть фонтан" практически нереально. Что в такой ситуации предлагает школа? Конечно, пойти домой.

Ни грамма не осуждаю их подход. Но у меня было опасение, что образуются ненужные нейронные связи: "в любой непонятной ситуации плачь" --> "иди домой".

Естественно, проговариваем эти моменты. Парень понимает необходимость обучения. За правило подобное поведение не берет. Просто порой поделать с собой ничего не может. Эмоции накрывают, а силы воли их замять не хватает. Хотя бы критика к своему состоянию имеется. Переживает потом, бедолага.

Тоже мелкие яблоки. Другой сорт
Тоже мелкие яблоки. Другой сорт

Ещё один "пунктик" -- исправность гаджетов. Они должны быть в полном порядке. С одной стороны, понимаю: парень увлечен программированием, неплохо разбирается в технической части, мне с телефонами да компьютерами вовсю помогает решать вопросы и проч. Но важность гаджетов, с другой стороны, периодически выходит боком на фоне упомянутых проблем эмоционально-волевой сферы.

В прошлом учебном году было однажды горе горькое: телефон в школе упал, и экран перестал работать. Рыдал чуть не до обезвоживания. Классная домой отпустила горе горевать. Сегодня тот же самый (уже починенный ранее) телефон выдал новую ошибку. Не включался по кнопке с первого раза. И снова большого нашего, но такого порой ещё маленького, отпустили домой. Плакал, успокоиться не мог.

Понятно, что с моего разрешения отпустили и по заявлению, которое попросили написать. Мол, это же я разрешила пойти домой, а не школа направила.

Сын пришёл домой со словами: "Я понимаю, что повел себя, не как семиклассник. Понимаю, что сам виноват. Можешь меня наказать или чего-то лишить". Конечно, наказывать и лишать мы не стали. Наоборот. Пожалели, предложили обед и телефон на диагностику отнесли. Вопрос решили малыми расходами. При этом, естественно, напомнили, сколько ему лет, как себя в этом возрасте стоит и не стоит вести. И что школе всё равно, будет он учиться или нет. Это ему самому нужно. Потому не стоит из-за каждого расстройства плакать и проситься домой.

Стоит сказать, что новая классная в телефонном разговоре выразила надежду на то, что научится лучше понимать состояние моего сына. Я её успокоила: да, у нас такое случается, не переживайте. На том и расстались. Я получила домой ребёнка, они получили отсутствие проблем.

Пару лет назад я от подобных проявлений запаздывающей в своем развитии эмоционально-волевой сферы расстраивалась, переживала. Сейчас отношусь философски. Будет этот эпизод принципиально важен через год или пять? Нет. Так или иначе сын растёт, взрослеет, эмоции и воля подтягиваются. Равняться на какой-то "идеальный идеал" абсолютно неправильно. Я равняюсь на сына вчера. И вижу, что прогресс есть. И, надеюсь, будет.

Море, небо...
Море, небо...

Перед школой мне не стыдно. Я принесла им все бумажки, какие только могла сделать. Я не скрываю, что проблемы есть. Не называю чёрное белым и не ищу виноватых. Потому ничего сверхъестественного не происходит. Хотелось бы, конечно, чтобы психолог работал над такими моментами в те 30 минут раз в неделю, а не просил рисовать человечков...

А вообще мне сегодня все эти мелкие проблемы кажутся реально мелкими. На фоне новостей про взрыв дома в Балашихе, где из-за утечки газа люди лишились жизней.

Мы же живы. Значит, всё решаемо.