У моего старшего сына шизотипическое расстройство. В его конкретном случае главное проявление -- неравномерность развития. Например, в каких-то моментах он ведёт себя на свой возраст (неполные 14 лет), порой и вовсе серьёзно. А в каких-то до этого возраста прилично недотягивает. Незрелость эмоционально-волевой сферы имеется, иными словами.
Сына достаточно легко расстроить, довести до слез. И сложнее успокоить, быстро привести в нормальное расположение духа. Потому мы дома стараемся находить подход и правильные слова, не провоцировать. Но мы не вездесущие, везде соломку подстелить не можем. Потому разные нежелательные ситуации периодически происходят. Не часто, но бывает.
Был у нас период, когда отключение электричества воспринималось как трагедия. Чаще это происходило на даче. Нет, сын не боялся темноты. И мы вполне неплохо могли бы проводить время при свечах. Но как-то вот так отсутствие электричества и Интернета приравнивалось у него к невозможности находиться в этом месте. К непригодности такого места для проживания. Наверное, подчинись я хоть раз его эмоции и уедь оттуда в места с электричеством, так бы и сохранялся этот "пунктик". Но само собой прошло. Конечно, сына и сейчас не особо веселит перспектива сидеть без света. Но голосить, как по покойнику, он уже не начинает.
Хотя один раз успел этим обескуражить наших друзей. У них сын с кучей проблем, но замкнутый и молчаливый. Они к такому спектру чувств не привыкли. Потому после увиденного очень сочувствовали мне) Но я-то привычная. Я им, наоборот, сочувствую, потому что, как по мне, лучше проплакаться, чем лопнуть от переживаний.
В школе сын обычно держится молодцом. Но и на старуху бывает проруха. Например, в конце прошлого учебного года он пришёл на занятия к положенному времени, сел и разрыдался. Там уже накопилась к маю усталость, не мог в себе держать. Я его очень хорошо понимаю. Ни один из успокаивающих не сумел его устаканить. Потому что это очень сложно. Эмоция должна выйти слезами. "Заткнуть фонтан" практически нереально. Что в такой ситуации предлагает школа? Конечно, пойти домой.
Ни грамма не осуждаю их подход. Но у меня было опасение, что образуются ненужные нейронные связи: "в любой непонятной ситуации плачь" --> "иди домой".
Естественно, проговариваем эти моменты. Парень понимает необходимость обучения. За правило подобное поведение не берет. Просто порой поделать с собой ничего не может. Эмоции накрывают, а силы воли их замять не хватает. Хотя бы критика к своему состоянию имеется. Переживает потом, бедолага.
Ещё один "пунктик" -- исправность гаджетов. Они должны быть в полном порядке. С одной стороны, понимаю: парень увлечен программированием, неплохо разбирается в технической части, мне с телефонами да компьютерами вовсю помогает решать вопросы и проч. Но важность гаджетов, с другой стороны, периодически выходит боком на фоне упомянутых проблем эмоционально-волевой сферы.
В прошлом учебном году было однажды горе горькое: телефон в школе упал, и экран перестал работать. Рыдал чуть не до обезвоживания. Классная домой отпустила горе горевать. Сегодня тот же самый (уже починенный ранее) телефон выдал новую ошибку. Не включался по кнопке с первого раза. И снова большого нашего, но такого порой ещё маленького, отпустили домой. Плакал, успокоиться не мог.
Понятно, что с моего разрешения отпустили и по заявлению, которое попросили написать. Мол, это же я разрешила пойти домой, а не школа направила.
Сын пришёл домой со словами: "Я понимаю, что повел себя, не как семиклассник. Понимаю, что сам виноват. Можешь меня наказать или чего-то лишить". Конечно, наказывать и лишать мы не стали. Наоборот. Пожалели, предложили обед и телефон на диагностику отнесли. Вопрос решили малыми расходами. При этом, естественно, напомнили, сколько ему лет, как себя в этом возрасте стоит и не стоит вести. И что школе всё равно, будет он учиться или нет. Это ему самому нужно. Потому не стоит из-за каждого расстройства плакать и проситься домой.
Стоит сказать, что новая классная в телефонном разговоре выразила надежду на то, что научится лучше понимать состояние моего сына. Я её успокоила: да, у нас такое случается, не переживайте. На том и расстались. Я получила домой ребёнка, они получили отсутствие проблем.
Пару лет назад я от подобных проявлений запаздывающей в своем развитии эмоционально-волевой сферы расстраивалась, переживала. Сейчас отношусь философски. Будет этот эпизод принципиально важен через год или пять? Нет. Так или иначе сын растёт, взрослеет, эмоции и воля подтягиваются. Равняться на какой-то "идеальный идеал" абсолютно неправильно. Я равняюсь на сына вчера. И вижу, что прогресс есть. И, надеюсь, будет.
Перед школой мне не стыдно. Я принесла им все бумажки, какие только могла сделать. Я не скрываю, что проблемы есть. Не называю чёрное белым и не ищу виноватых. Потому ничего сверхъестественного не происходит. Хотелось бы, конечно, чтобы психолог работал над такими моментами в те 30 минут раз в неделю, а не просил рисовать человечков...
А вообще мне сегодня все эти мелкие проблемы кажутся реально мелкими. На фоне новостей про взрыв дома в Балашихе, где из-за утечки газа люди лишились жизней.
Мы же живы. Значит, всё решаемо.