Продолжая серию статей о влиянии демографии на все стороны культурной и экономической жизни, хочу поделиться интересным нововведением в Японии. В Токио открылось кафе, в котором есть сегмент, обслуживаемый официантами с деменцией. Отец бывшего хозяина кафе страдает от этого заболевания, а новый хозяин любезно согласился организовать сегмент кафе, в котором каждый день, по очереди, работали бы разные официанты с этим недугом.
Дедулечки и бабулечки за 70 не редко путают заказы, приносят их не на тот столик или и вовсе забывают принести заказ. Но посетители не ругаются, с самурайским спокойствием ждут свои завтрака и обеды, «хихикают вместе с официантами» (с).
Кафе ставят в пример как оригинальную идею социально ответственного бизнеса. Да и сами официанты признаются, что радуются в преддверии рабочего дня, чувствуют себя нужными, а их родня замечает, что с этим кафе болезнь развивается медленнее, симптомы деменции проявляются реже. Некоторые посетители приходят в специальный сектор в память о своих родных и близких, которые страдали от деменции перед смертью.
Мне эта новость напомнила детские комнаты для детей в торговых центрах. И чаду весело, и родители могут заняться своими делами. Это кафе – своеобразная «детская комната» для пенсионеров. Думаю, запрос на такой социально ответственный бизнес будет расти, а кафе не случайно возникло именно в Японии.
В Японии катастрофически не хватает сиделок для престарелых с деменцией. 30% почти 126-миллионного населения Японии – люди старше 65 лет. Около 6 миллионов из этих 40 миллионов пенсионером страдают от деменции, и их число растет с каждым годом. По оценкам Министерства здравоохранения Японии к 2025 году число пациентов с деменцией достигнет 7.3 миллиона человек.
В Японии продолжаются поиски не только способов адаптировать систему здравоохранения к нуждам пожилых, но и способов занять престарелых, интегрировать их в каждодневную жизнь города. Уверена, большинство новинок в области социально приемлемых способов интеграции престарелых с деменцией будут идти из Японии, как самой «старой» нации. Японцы работоспособного возраста и дети все тяжелее тянут уход за престарелыми в традиционном ключе: когда пожилые не работают и являются пассивными получателями медицинского ухода. Такая инклюзивность, конечно, несет в себе и минусы. Обычные официанты и другие сотрудники работают лучше, но поскольку процент пожилых зашкаливающий, обществу придется смириться с падением качества ряда товаров и услуг. И это наиболее цивилизованный путь в сложившихся условиях.
Японцы молодцы в плане работы с «регрессивным» обществом, на их методы нужно смотреть и перенимать. В идеале, конечно, не оказаться в такой же демографической *опе, в которую мы, кстати, стремительно катимся.
О демографии: