Я уже несколько раз писала на Дзене о проблеме обсессивно-компульсивного расстройства у детей. Это и мой опыт:
и опыт моих подписчиков:
ОКР - одно из самых устойчивых и тяжело поддающихся психотерапии психических расстройств. На сегодняшний день уже открыто много методов лечения обсессивно-компульсивного расстройства: как медикаментозных, так и психотерапевтических. Тем не менее, всё равно эта тема остаётся одной из самых актуальных в психиатрии.
Я знакома с несколькими мамами, у детей которых есть признаки ОКР.
Один мальчик не может спать, пока не сходит несколько раз в туалет. А когда он видит пролетающий самолёт, должен присесть четыре раза, чтобы не случилось беды.
Родителей ужасно раздражает его поведение, они пробуют запрещать, ругать, но состояние лишь ухудшается. На все попытки уговорить их сводить ребёнка к психологу или психиатру они лишь понимающе кивают, но не хотят "выносить сор из избы". Лишь иногда мама интересуется у меня: "А это не приведёт к шизофрении"? А я-то откуда знаю. Если есть предрасположенность - запросто может привести. Время покажет.
Этот страх родителей признать существующую проблему в редких случаях, в общем-то, может и не навредить. Действительно, иногда дети, подрастая, перерастают и своё психическое расстройство. Или оно обретает иные формы. Иногда более "лайтовые", иногда более тяжёлые. Психиатрия - самая непредсказуемая штука в медицине.
Жизнь ребёнка с ОКР ужасна. Он не может полноценно высыпаться, не может полноценно учиться. Родители стараются загрузить его сильнее, чтобы у него не оставалось времени и сил на ритуалы. Но вы даже не представляете, как силён ребёнок, отчаянно спасающий свою мать от неминуемой беды (пусть даже эта беда и существует лишь в его голове).
Но иногда обсессивно-компульсивное расстройство может быть опасно и для других.
Со слов клиентки
"В детстве мне было сложно. Много навязчивых мыслей, много ритуалов. Принимая душ, мне было важно смыть шампунь именно двадцатью пятью поливами из ковша. Я не помню, почему именно 25. Что за число такое, откуда оно взялось? При этом, обливаясь водой, я чувствовала невероятную тревогу, что это нужно сделать как можно скорее. Иначе случится беда.
Мне было около 11-ти лет, и однажды мама попросила помочь ей. Она не успевала помыть посуду, а время было уже позднее, и мама сказала, чтобы я взяла с собой купаться младшую сестру, ей было около четырёх лет.
Я не думала, что может случиться что-то плохое. Мы плескались в ванной, о чём-то мило болтали, у меня вообще были очень хорошие отношения с сестрёнкой, несмотря на то, что часть моих тревожных мыслей были связаны со страхом потерять и её.
Я намылила ей голову и пришла в ужас от мысли, что смывать шампунь двадцать пять раз нужно и с её головы. По-другому было нельзя, ведь иначе, как мне казалось, могла случиться какая-то беда.
На десятом разе сестра сказала "Хватит", а я в ужасе подумала, что впереди ещё очень много "поливов". Их нужно было закончить во что бы то ни стало.
Сестра стала кашлять и пытаться вылезти из ванной, а я просто как в гипнозе продолжала поливать её из ковша. Я успокаивала её и обещала, что осталось ещё совсем немного, просила потерпеть и подождать.
Знали бы вы, что я чувствую, рассказывая об этом. Никто не знал. Сестра, наверное, не помнит этот случай, который закончился лишь её истерикой и моим ужасом.
Я себя ненавижу за это. Я больше никогда не брала её купаться с собой, придумывала разные причины.
Она очень испугалась в тот день, и я испугалась. А ещё я готова была прибить себя на месте, утопить, пробить ковшом себе голову. Одна часть меня получила спокойствие, другая - жуткое чувство презрения к себе самой".
Терапия
В терапии мы много говорили о подавленной агрессии, которая проявлялась в повышенном контроле, вынужденном вот так вот "косвенно" выходить из клиентки.
Нам удалось выяснить, что клиентка запрещала себе злиться на младшую сестрёнку, несмотря на то, что очень сильно ревновала её к маме, внимание которой было полностью перенаправлено малышке. В семье злость была под запретом. Под жёстким контролем, который является невероятно благодатной почвой для развития обсессивно-компульсивного расстройства.
ОКР - расстройство, которое действительно может быть небезопасно как для ребёнка, так и для его близких. Ребёнок, испытывающий страх и ужас не всегда может контролировать свои действия, рано или поздно они могут прорваться в нечто ужасное.
Не ждите, что ребёнок справится сам. Он не справится. Обязательно обратитесь к специалисту, если подозреваете, что вашему ребёнку это необходимо.