Добрый день, дорогие друзья! Мы продолжаем вам рассказывать о линиях московского метрополитена.
А сегодня речь пойдёт о Замоскворецкой линии. Приятного чтения!
Замоскворецкая линия обозначена зелёным цветом на схеме метро и имеет номер 2, хотя по хронологии ветка была открыта третьей (второй была Арбатско-Покровская линия). Линия связывает районы, находящиеся на севере Москвы с районами на юге.
Имеет длину 42,8 км и 24 станции, занимает пятое место по длине и четвёртое по количеству станций. Конечными станциями являются Ховрино – на севере и Алма-Атинская – на юге. Ветку обслуживают два электродепо: депо Сокол – на севере, расположено между станциями Сокол и Войковская, и депо Братеево - на юге, находящиеся неподалеку от станции Алма-Атинская.
Ранее станцию также обслуживало Замоскворецкое электродепо, но в 2021 оно стало оно стало использоваться для Большой кольцевой линии.
Из подвижного состава на линии курсируют только вагоны типа 81-717/714 «Номерной» и их модификации, однако к 2024 году их планируется заменить на поезда «Москва-2020».
История
Первоначально станция носила название Горьковский радиус. Первым был открыт участок Сокол – Площадь Свердлова в 1938 году.
Южный участок линии начал строиться незадолго до начала Великой Отечественной войны. Строительство было прервано только осенью 1941 года, когда гитлеровские войска подошли к Москве. Однако уже в мае 1942 года работы возобновились, и 1 января 1943 года состоялось открытие участка Площадь Свердлова – Завод имени Сталина. С этого времени и до 1990 года линия носила название Горьковско-Замоскворецкая линия.
В 1964 году линия была продлена на север города, тогда она дошла до станции Речной вокзал. В 1969 году был открыт участок Автозаводская – Каховская, проходивший по Нагатинскому метромосту через Москву-реку. В 1979 была открыта станция Горьковская.
В 1984-1985-х годах линия пошла дальше на юг. Был открыт участок от станции Каширской до станции Орехово, а затем до станции Красногвардейской. На Каширской было организовано вилочное движение – поезда от Речного вокзала ходили до Красногвардейской и Каховской в соотношении 2:1. Из-за большой нагрузки на линию в 1995 году было принято решение участок от Каширской до Каховской преобразовать в отдельную линию — Каховскую.
В 2012 году за станцией Красногвардейская была построена ещё одна станция – Алма-Атинская в районе Москвы Братеево. А в конце 2015 года на перегоне между станциями Автозаводская – Коломенская была открыта наземная крытая станция Технопарк. В декабре 2017 года была открыта станция Ховрино, ставшая северной конечной линии, а в декабре 2018 на действующем участке Речной вокзал — Ховрино была построена станция Беломорская.
В разное время на Замоскворецкой линии ходили следующие типы подвижного состава: А, Б, В, Г, Е, Еж, Ем, Номерной. Что интересно, название электровагона Г связано со старым названием станции — Горьковский радиус.
Продлять далее Замоскворецкую линию не планируется, единственное, что планируют построить – электродепо Южное в Братеево, неподалеку от действующего одноимённого депо.
Также, на станции Технопарк планируется открыть переход на строящуюся станцию Бирюлёвской линии Остров Мечты. Станцию планируется открыть не раньше 2025-2026 года.
Переименованные станции
Первой на данной ветке своё название поменяла нынешняя станция Автозаводская, до 1956 года она носила название Завод имени Сталина. В 1990 году сразу три станции были переименованы: Горьковская стала Тверской, Площадь Свердлова – Театральной, а станция Ленино стала носить название Царицыно.
Наземные участки
Практически вся Замоскворецкая линия проходит под землёй, исключение составляет лишь перегон между станциями Автозаводская и Коломенская, там линия проходит по Нагатинскому метромосту над рекой Москвой. Станция Технопарк, расположенная между ними, также находится на поверхности земли и является наземной крытой.
Интересные факты
1. Замоскворецкая линия пересекают Москву-реку аж три раза: между станциями Театральная и Новокузнецкая, между станциями Павелецкая и Автозаводская, и между станциями Технопарк и Коломенская. Именно этим и обусловлено её название. Большое количество раз реку пересекает лишь Кольцевая линия — четыре.
2. Конечная станция зелёной ветки Алма-Атинская, расположенная в районе Братеево ЮАО, является единственной станцией в столичной подземке, названной в честь неевропейского города.
3. Именно на Замоскворецкой линии находится станция, проект которой получил в 1939 году Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке, также станция имеет статус ценного объекта культурного наследия регионального значения, ей, конечно же, является любимая многими Маяковская.
4. Переход между станцией Павелецкой Замоскворецкой линии и станцией Павелецкой Кольцевой является самым длинным в метро Москвы, его длина составляет 250 метров.
5. На станции зелёной ветки Царицыно буквы И, Н и О на путевой стене отличаются от остальных своим желтоватым цветом, так как до 1990 года она носила другое название – Ленино. После переименования станции в Царицыно, в целях экономии, были использованы три буквы из старого названия: И, Н и О. Буквы Ц, А, Р и Ы пришлось изготовлять новые.
На этом наша статья подошла к концу. Спасибо, что дочитали до конца! Впереди ещё много статей, посвящённых другим линиям московской подземки. Будем рады вашим подпискам, лайкам и комментариям. Удачи!