Найти в Дзене
Заметки о столице

Замоскворецкая линия метро: обзор

Оглавление

Добрый день, дорогие друзья! Мы продолжаем вам рассказывать о линиях московского метрополитена.

А сегодня речь пойдёт о Замоскворецкой линии. Приятного чтения!

Замоскворецкая линия на схеме московского метро. Портал Яндекс.Метро.
Замоскворецкая линия на схеме московского метро. Портал Яндекс.Метро.

Замоскворецкая линия обозначена зелёным цветом на схеме метро и имеет номер 2, хотя по хронологии ветка была открыта третьей (второй была Арбатско-Покровская линия). Линия связывает районы, находящиеся на севере Москвы с районами на юге.

Трассировка Замоскворецкой линии на карте Москвы. Взято отсюда: https://ru.wikipedia.org.
Трассировка Замоскворецкой линии на карте Москвы. Взято отсюда: https://ru.wikipedia.org.

Имеет длину 42,8 км и 24 станции, занимает пятое место по длине и четвёртое по количеству станций. Конечными станциями являются Ховрино – на севере и Алма-Атинская – на юге. Ветку обслуживают два электродепо: депо Сокол – на севере, расположено между станциями Сокол и Войковская, и депо Братеево - на юге, находящиеся неподалеку от станции Алма-Атинская.

Электродепо Братеево. Фото с сайта: wiki.nashtransport.ru.
Электродепо Братеево. Фото с сайта: wiki.nashtransport.ru.

Ранее станцию также обслуживало Замоскворецкое электродепо, но в 2021 оно стало оно стало использоваться для Большой кольцевой линии.

Электродепо Замоскворецкое, находится в Нагорном районе ЮАО. Фото с сайта: wiki2.org.
Электродепо Замоскворецкое, находится в Нагорном районе ЮАО. Фото с сайта: wiki2.org.

Из подвижного состава на линии курсируют только вагоны типа 81-717/714 «Номерной» и их модификации, однако к 2024 году их планируется заменить на поезда «Москва-2020».

"Номерной" на станции Беломорская Замоскворецкой линии. Фото отсюда: transphoto.org.
"Номерной" на станции Беломорская Замоскворецкой линии. Фото отсюда: transphoto.org.

История

Первоначально станция носила название Горьковский радиус. Первым был открыт участок Сокол – Площадь Свердлова в 1938 году.

Схема метро на карте Москвы, 1938 г. Взята отсюда: metro.ru.
Схема метро на карте Москвы, 1938 г. Взята отсюда: metro.ru.

Южный участок линии начал строиться незадолго до начала Великой Отечественной войны. Строительство было прервано только осенью 1941 года, когда гитлеровские войска подошли к Москве. Однако уже в мае 1942 года работы возобновились, и 1 января 1943 года состоялось открытие участка Площадь Свердлова – Завод имени Сталина. С этого времени и до 1990 года линия носила название Горьковско-Замоскворецкая линия.

Станция Павелецкая в 1943 году. Фото с сайта: https://smartik.ru/moskva/post/131927547.
Станция Павелецкая в 1943 году. Фото с сайта: https://smartik.ru/moskva/post/131927547.

В 1964 году линия была продлена на север города, тогда она дошла до станции Речной вокзал. В 1969 году был открыт участок Автозаводская – Каховская, проходивший по Нагатинскому метромосту через Москву-реку. В 1979 была открыта станция Горьковская.

Нагатинский метромост в 1974 году. Фото отсюда: pastvu.com.
Нагатинский метромост в 1974 году. Фото отсюда: pastvu.com.

В 1984-1985-х годах линия пошла дальше на юг. Был открыт участок от станции Каширской до станции Орехово, а затем до станции Красногвардейской. На Каширской было организовано вилочное движение – поезда от Речного вокзала ходили до Красногвардейской и Каховской в соотношении 2:1. Из-за большой нагрузки на линию в 1995 году было принято решение участок от Каширской до Каховской преобразовать в отдельную линию — Каховскую.

Схема метро Москвы 1985-го года. Взята с сайта: https://stylishbag.ru.
Схема метро Москвы 1985-го года. Взята с сайта: https://stylishbag.ru.

В 2012 году за станцией Красногвардейская была построена ещё одна станция – Алма-Атинская в районе Москвы Братеево. А в конце 2015 года на перегоне между станциями Автозаводская – Коломенская была открыта наземная крытая станция Технопарк. В декабре 2017 года была открыта станция Ховрино, ставшая северной конечной линии, а в декабре 2018 на действующем участке Речной вокзал — Ховрино была построена станция Беломорская.

Наземная крытая станция Технопарк. Фото отсюда: https://bangkokbook.ru
Наземная крытая станция Технопарк. Фото отсюда: https://bangkokbook.ru

В разное время на Замоскворецкой линии ходили следующие типы подвижного состава: А, Б, В, Г, Е, Еж, Ем, Номерной. Что интересно, название электровагона Г связано со старым названием станции — Горьковский радиус.

Вагон типа Г на станции Партизанская. Фото отсюда: transphoto.org.
Вагон типа Г на станции Партизанская. Фото отсюда: transphoto.org.

Продлять далее Замоскворецкую линию не планируется, единственное, что планируют построить – электродепо Южное в Братеево, неподалеку от действующего одноимённого депо.

Также, на станции Технопарк планируется открыть переход на строящуюся станцию Бирюлёвской линии Остров Мечты. Станцию планируется открыть не раньше 2025-2026 года.

Переименованные станции

Первой на данной ветке своё название поменяла нынешняя станция Автозаводская, до 1956 года она носила название Завод имени Сталина. В 1990 году сразу три станции были переименованы: Горьковская стала Тверской, Площадь Свердлова – Театральной, а станция Ленино стала носить название Царицыно.

Вход на станцию Площадь Свердлова (ныне Театральную). Фото с сайта: pastvu.com.
Вход на станцию Площадь Свердлова (ныне Театральную). Фото с сайта: pastvu.com.

Наземные участки

Практически вся Замоскворецкая линия проходит под землёй, исключение составляет лишь перегон между станциями Автозаводская и Коломенская, там линия проходит по Нагатинскому метромосту над рекой Москвой. Станция Технопарк, расположенная между ними, также находится на поверхности земли и является наземной крытой.

Нагатинский метромост. Фото с сайта: https://bangkokbook.ru/zametki/nagatinskij-most-v-moskve-80-foto.html.
Нагатинский метромост. Фото с сайта: https://bangkokbook.ru/zametki/nagatinskij-most-v-moskve-80-foto.html.

Интересные факты

1. Замоскворецкая линия пересекают Москву-реку аж три раза: между станциями Театральная и Новокузнецкая, между станциями Павелецкая и Автозаводская, и между станциями Технопарк и Коломенская. Именно этим и обусловлено её название. Большое количество раз реку пересекает лишь Кольцевая линия — четыре.

2. Конечная станция зелёной ветки Алма-Атинская, расположенная в районе Братеево ЮАО, является единственной станцией в столичной подземке, названной в честь неевропейского города.

Станция Алма-Атинская. Фото с сайта: https://bangkokbook.ru/poezdki/alma-atinskaya-moskva.html.
Станция Алма-Атинская. Фото с сайта: https://bangkokbook.ru/poezdki/alma-atinskaya-moskva.html.

3. Именно на Замоскворецкой линии находится станция, проект которой получил в 1939 году Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке, также станция имеет статус ценного объекта культурного наследия регионального значения, ей, конечно же, является любимая многими Маяковская.

Станция Маяковская. Фото отсюда: http://fotokto.ru/photo/view/7422671.html.
Станция Маяковская. Фото отсюда: http://fotokto.ru/photo/view/7422671.html.

4. Переход между станцией Павелецкой Замоскворецкой линии и станцией Павелецкой Кольцевой является самым длинным в метро Москвы, его длина составляет 250 метров.

5. На станции зелёной ветки Царицыно буквы И, Н и О на путевой стене отличаются от остальных своим желтоватым цветом, так как до 1990 года она носила другое название – Ленино. После переименования станции в Царицыно, в целях экономии, были использованы три буквы из старого названия: И, Н и О. Буквы Ц, А, Р и Ы пришлось изготовлять новые.

Название станции Царицыно на путевой стене. Видно, что буквы "И", "Н" и "О" отличаются по цвету. Фото отсюда: https://horosho-tam.ru/rossiya/moskva/tsaritsyno.
Название станции Царицыно на путевой стене. Видно, что буквы "И", "Н" и "О" отличаются по цвету. Фото отсюда: https://horosho-tam.ru/rossiya/moskva/tsaritsyno.

На этом наша статья подошла к концу. Спасибо, что дочитали до конца! Впереди ещё много статей, посвящённых другим линиям московской подземки. Будем рады вашим подпискам, лайкам и комментариям. Удачи!