Найти в Дзене

Уникальная советская машина сохранена. Возможно это единственный экземпляр в России

В СССР разработку и производство всевозможной спецтехники выполняли профильные министерства и ведомства, имевшие в своем подчинении Научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и заводы. Причем, машины одного и того же назначения могли делать предприятия, относящиеся к разным министерствам. Например, коммунальными машинами занималось не только профильное Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР, но Управление благоустройства города Москвы, Министерство автомобильной промышленности СССР и даже Министерство путей сообщения СССР.

Взять, например, весьма оригинальную тротуароуборочную машину ТУМ-975, для которой даже создали собственное шасси. Ее проект был разработан Заводом автомобильных кузовов Минавтопрома СССР в первой половине 60-х годов. Эта машина предназначалась для всесезонной уборки тротуаров и дворовых территорий. При ее создании конструкторы решили не использовать серийное автомобильное шасси, а разработали собственное. Оригинальное 3-колесное шасси имело переднюю ведущую ось со сдвоенными колесами и заднее сдвоенное управляемое колесо.

Привод осуществлялся от мотора автомобиля "Москвич", сначала 407-й модели, а затем, на более поздней версии, – от 408-й. Сразу за двигателем размещалась раздаточная коробка, которая имела три выходных вала – на коробку передач, на гидронасос и на рабочие приспособления. КПП жестко крепилась к ведущему мосту и имела три передачи вперед и одну – назад. Машина оборудовалась отапливаемой кабиной с правым рулем. Двигатель, расположенный за кабиной, и агрегаты закрывались кожухом, представлявшим собой единую с кабиной эстетически привлекательную конструкцию.

Зимой на ТУМ устанавливалось плужно-щеточное и пескоразбрасывающее оборудование, летом – подметально-уборочное. Подъем и опускание рабочих органов выполнялось гидроцилиндрами. Машина имела компактные размеры: длина – 3720 мм, ширина – 1354 мм. Весила она полторы тонны.

Опытная партия в количестве 10 машин ТУМ-975 вышла из ворот Завода автомобильных кузовов в 1963 году. Впоследствии ее выпуск наладил московский завод "Красный путь" Министерства путей сообщения СССР. Несмотря на имеющиеся конструктивные недостатки (неудобная выгрузка смета, заклинивание шнека и т.д.), машина долго продержалась в серийном производстве. Вплоть до начала 1980-х годов из ворот этого предприятия ежегодно выходило примерно по 30 ТУМов.

-5

ТУМ-975 использовалась в жилищно-эксплуатационных конторах и домоуправлениях, в первую очередь – Москвы. Значительная часть техники поступила в распоряжение железнодорожных вокзалов СССР для уборки перронов и привокзальных территорий. Эксплуатация маши завершилась в основном в 1980-е годы. Отдельные экземпляры использовались и позже.

К счастью, один образец этого уникума (возможно – единственный в России) сохранен и экспонируется в настоящее время в Железнодорожном музее Санкт-Петербурга. Представленная в музее машина ТУМ-975 с заводским номером 046 изготовлена в 1972 году. До конца 1990-х годов она эксплуатировалась на стадионе "Кировец" Санкт-Петербурга.

-7

Если кто помнит такую технику, пишите в комментариях. Я, к сожалению, эти необычные машины в эксплуатации не видел, но вот мои коллеги-ровесники из Москвы, тем кому сейчас за 50, встречали их в 80-е годы.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!

Авто
5,66 млн интересуются