"Никогда не экономь на резине".
Добро пожаловать в мастерскую болотного медведя и сегодня мы разберем вопросы резинотехнических изделий, погнали)
Начнем с того, что у меня много транспортных средств. Начиная от велосипедов и заканчивая автомобилем. И все они хотят покрышки.
А еще я читаю документацию к тому, что покупаю.
Вот ко всем европейским шинам в паспортах идет описание, что срок службы резины не превышает 10 лет. После этого резину, вне зависимости от износа, нужно заменить!
И это современная, дорогущая, силиконоосновная, синтетическая резина.
А с другой стороны вокруг есть просто толпа народу со словами: да че ей будет то, она же камерная и износа нет.
Особенно отличаются реставраторы. Интересный пример:
На жигулях 3 модели использовалась достаточно уникальная резина ия-170.
В данный момент ее выпуск давно прекращен и все имеющиеся в наличии покрышки относятся годам так к 80м. То есть они древние как скелет мамонта. При этом цена одной покрышки доходит до 50 тыс руб. И в сообществе любителей классических жигулей ты не являешься правильным владельцем, если у тебя нет вот этой оригинальной резины.
На ходовых авто. Подчеркиваю это. На авто которые ездят по дорогам общего пользования!
Резина деградирует. В чем я в первый раз убедился отдав знакомому старые покрышки от авто, которые просто валялись в гараже и мне было лень везти их на утилизацию.
После установки на авто в короткий промежуток времени тем или иным способом из строя вышло 3 из 4 покрышек!
И куча людей вокруг мне говорят, что у меня на мототехнике отличная резина. Вон какой высокий у нее протектор!
Плавно переходим от теории к практике)
Мы имеем Ригу 16. Раннюю 1977 года выпуска.
На которой установлены оригинальные покрышки типа л204.
По госту 71 года.
Резина типа 2.50-16 2pr
Где PR (Ply Rating) – норма слойности шин, характеризующая прочность каркаса. В нашем случае мы имеем 2х слойную шину. Это самая простая и дешевая технология. Но с имеющейся нагрузкой вполне себе нормальный показатель.
Больше собственно от данной покрышки добиться сложно. Нет даже рабочего давления колеса. Хотя я привык, что производитель его указывает.
Далее, точно не знаю с какого года, но пошли покрышки другого типа. А именно резина л264.
Основные параметры те же. 2.50-16 2pr. И данный тип покрышки выпускается до сих пор.
В отличии от ия-170 л-264 считается вполне аутентичной покрышкой, по крайней мере я не встречал в среде мотореставраторов истерик на тему почему стоит не ранняя.
Хотя отличия у покрышек все же есть и существенные.
Обратите внимание на изменение рисунка протектора. Универсальная шина л264 имеет значительно больший размер канавок в рисунке. Что должно препятствовать замыливанию на плохих дорогах.
Это интересный момент, поскольку основным потребителем данной техники была именно сельская местность. При этом поздняя покрышка появилась условно в 80х годах, когда и дороги и их состояние стало лучше, относительно 60х.
При этом более ранняя л204, по рисунку протектора, выглядит намного более шоссейной резиной.
Похоже мы как раз наблюдаем процесс обратной связи заводов и потребителя и то, как в советском союзе происходила адаптация под конкретные запросы потребителя.
Но мы отошли в теоретические рассуждения) оставим их для зимы.
Вернемся к л264.
Как я уже писал выше, параметры те же, но все же на покрышке есть отличие:
А именно рабочее давление. С точностью до сотых) 2 кгс/см2. Оно же 2 атмосферы.
Судя по тому, что МПа указаны до тысячных у нас спорткар, где любое минимальное изменение ухудшит параметры управляемости) шутка. Просто очень точный перевод одной величины в другую. СССР технически грамотная страна.
Интересно, что величина давления, которую я встречал на форумах значительно отличается от величины на покрышке. Народ пишет про 1.5 бара (позвольте мне быть грубым и использовать это обозначение атмосферы) в переднем колесе и 1.8 бара в заднем.
В целом камерные шины допускают некоторое снижение рабочего давления, главное недопускать проворота камеры.
Но тут интересно скорее другое. Чем ниже давление, тем больше пятно контакта и ниже давление на грунт. Но при этом выше трение и как следствие большая потеря мощности на колесе. Мощности, которой и так не завезли.
Для езды по асфальту скорее логичнее было бы добавить давления до 2,5 бара, чтобы обеспечить снижение трения. Вообще это тоже интересный момент для экспериментов.
Мной же выбраны параметры рекомендованые заводом и в колесах 2 бара.
В основном планируется, что все испытания будут проходить на дорогах с твердым покрытием без какого-либо бездорожья, по крайней мере на карамельке.
Еще стоит обратить внимание на гост 78 года. Скорее всего именно это и есть год перехода на л264.
Собственно говоря, наконец мы переходим к новой и современной резине.
В маркировке ничего кроме шрифта не изменилось. Старая, добрая л264.
К сожалению это не реклама, но заводу Петрошина она не так, чтобы очень нужна.
Это, по моим данным, единственное в рф предприятие, которое производит покрышки и камеры для всех основных видов советской мототехники. А так же велосипедов и некоторых мотоблоков.
Вообще, изначально, я хотел просто купить 2 камеры. Приехал в райцентре в магазин, а мне говорят: 650 руб штука.
Но, я своими глазами видел на сайте петрошины 210.
Земноводное радостно сказало, что мы привезем все из питера.
Девушка дала мне на день рождения денег и сказала, чтобы я не страдал фигней и брал новые покрышки. Для мотоцикла хорошая резина намного критичнее, чем для машины, потому что пятно контакта меньше, а нагрузка на шину выше.
Нефиг погибать в расцвете лет по причине срыва покрышки с дороги.
И я поехал в магазин при заводе. Благо живу в Питере.
И купил просто кучу всего)
Во первых у меня 3 мопеда. И на 3 мопеда была 1 живая камера и та от велосипеда. Поэтому тут суммарно 6 камер и 2 новые покрышки. Все это мне вынесли свежайшее прямо из цеха готовой продукции.
Душевно пообщался с мужиками сотрудниками у магазина. И да, цены реально соответсвуют тому, что заявлено на сайте. И они зачастую в 2-3 раза ниже, чем на открытых торговых площадках.
К сожалению маленькое физлицо может забрать товар исключительно самовывозом. Поэтому для других регионов это большая проблема.
Но завод жив, что не может не радовать.
Интересно, что современные покрышки идут по госту 89 года.
Из плюсов. Это однозначно новая резина. Она на порядок мягче 40 летней пластмассы.
Значительно более высокий протектор. Хотя на асфальте это не столь критично. Но это я катаю мопед по асфальту, большая часть владельцев ураганит в лесу.
И да, колесо "прыгает". Если сравнивать амортизацию новой покрышки и старой, то отскок от пола у новой раза так в 2 выше. Она мягче, поэтому лучше глотает неровности и гасит вибрации. Езда становится намного более комфортной.
Теперь о минусах. Куда же без них.
Во-первых это покрышки сажевого типа. И за их мягкость приходится платить. Они имеют быстрый износ и подвержены ускоренной деградации, условно говоря дубеют.
Так же низкая температурная стабильность, то есть с понижением температуры резина становится более жесткой и теряет зацеп.
Хотя для мото это не столь критично. Ниже +10 я не планирую его использование.
Ну и лично моя хотелка. Мне бы хотелось более шоссейную резину.
В теории можно заняться подбором колес от итальянских мопедов. И найти нужную. Но по большому счету л264 показала себя как хорошая покрышка для этой техники. К тому же ее можно считать аутентичным опытом. К чему я собственно и стремлюсь.
А вот уже современные технологии. Каждая покрышка маркирована уникальным qr кодом подлинности. Хотя вряд ли кто-то будет их подделывать. Но таких кодов на продукции все больше.
Осталось только надеть покрышки на колеса.
И вот тут меня ждал сюрприз. 16 колеса упорно отказывались собираться. Я запорол первую камеру. Решил, что делаю что-то не так. Хотя были и мыльная вода и лопатка.
Как позже выяснилось, лучшее враг хорошего.
И не будь лопатки шансов было бы больше.
Ютуб, форумы. Нет я все делаю так же, но у меня колесо отказывается собираться.
Разобрал колесо. Вставил новую камеру. Собрал. Пропорота.
Похоже сбор колес это прям не мое. Было принято решение, что мопед дособираться не будет.
На следующий день приехал друг. Дал мне волшебный пендель. И собрал 2 колеса.
Нужны монтажки. И опыт. И заклеить порваные камеры.
И еще запасные флиперы. С ними дела получше. Их 2 на 4 колеса.
Но выкатить карамельку этого хватит.
Колеса собраны и накачены. Можно вешать их на раму, снимать ее с крючьев и продолжать сборку. Но об этом в следующий раз.
Всем большого резинового бобра и до новых встреч в мастерской болотного медведя!