Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Замороженные чувства и эмоциональные связи, теория объектных отношений и "мертвая" мать

Теория объектных отношений — это психодинамическая теория, используемая в рамках психотерапии и психоанализа, в основе которой лежит представление о том, что ранний опыт общения с лицами, осуществляющими уход, формирует способность человека создавать и поддерживать отношения на протяжении всей жизни, так как этот опыт влияет на репрезентации Я и других во внутреннем пространстве человека. Теория объектных отношений развивалась благодаря вкладу различных психоаналитиков, в том числе Мелани Кляйн, Зигмунда Фрейда и других. Работа Фрейда заложила основу для понимания бессознательного и переживаний раннего детства. Кляйн опиралась на идеи Фрейда, уделяя больше внимания роли ранних отношений и интернализованных представлений об объектах. Со временем другие психоаналитики еще больше расширили и усовершенствовали теорию объектных отношений, включив в нее такие концепции, как переходные объекты, влияние ранней травмы на объектные отношения и др.

Андре Грин, французский психоаналитик, приобрётший известность в 1960-х годах, вдохновленный личным опытом взросления без эмоциональной связи с физически присутствующей матерью, ввел концепцию «комплекса мертвой матери». На формирование этого комплекса в его личной истории повлияли его первые годы в Каире, где его семья столкнулась с двумя травмирующими событиями: болезнью сестры Анри и смертью сестры его матери во время пожара. Этот опыт побудил Анри Грина описать мать, которая, несмотря на то, что жива, кажется ребенку эмоционально отсутствующей из-за депрессии или других причин.

Комплекс мертвой матери - это психологическое состояние, которое проявляется в неудачах в различных сферах жизни и конфликтах с окружающими и связан с депрессией, которая инроецируется (проникает внутрь ребенка) через отношения с матерью, погруженной в свое горе или депрессию. Причины ее горя могут быть разнообразными, включая потерю объекта привязанности, посродовую депрессию, разочарования или другие эмоциональные травмы, а для ребенка это означает, что у него не возникает опыта принятия со всеми своими чувствами, построения надежной привязанности и контакта, опыта безопасности и защищенности, что приводит к «замораживанию» на ранней стадии развития эмоциональности, сложности в построении отношений, внутренней фрагментации (внутреннее Я не наполнено знанием о том, какое оно, в этом знании есть пустоты), может приводить к различным видам зависимого поведения или перверсии. Поэтому этот комплекс часто требует анализа и понимания, чтобы преодолеть его влияние на жизнь человека и возможно это только в длительной работе над трансформацией репрезентаций Я и других в надежных и безопасных отношениях.

Автор: Варникова Екатерина Владимировна
Психолог, Психоаналитик

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru