Найти в Дзене

Обратная связь как источник информации

Понятие "обратная связь" долгое время использовалось большей частью в психологии и особенно в психотерапии. Традиционно после консультации было принято, чтобы клиент поделился своими впечатлениями, рассказал о своих ощущениях и о том, что ему понравилось, а что - нет. Это и называется «дать обратную связь». Суть и смысл обратной связи можно выразить одной фразой: «помоги мне помочь тебе». Или же, проще говоря, «поделись информацией, чтобы я лучше узнал тебя и мог эффективнее помочь». То есть обратная связь - это общение, при котором человек получает информацию о том, как его воспринимают другие.

Чем более откровенной, точной и честной является обратная связь, тем она эффективнее. В этом случае почувствовать, узнать и понять другого человека намного легче. Обратная связь позволяет больше узнать о восприятии другого человека, познакомиться с его внутренним миром и понять, какие внутренние картинки рождают в нем те или иные события или ситуации и как он на них реагирует. Наконец, обратная связь позволяет узнать о предпочтениях другого человека, понять его внутреннее состояние и способствует эмоциональной связи с ним, которая важна не только в работе психологов и психотерапевтов, но и в ежедневном общении.

Особенно важна обратная связь в развитии эмоционального интеллекта. Именно обратная связь способствует приобретению навыков эмоционального интеллекта. Если, к примеру, в семье отсутствует живое, теплое, эмоциональное общение, если общение формальное и при этом строго регламентированное, то развития эмоционального интеллекта попросту не происходит. По сути, наличие обратной связи является подтверждением:

  • теплого и заинтересованного отношения
  • уважительности
  • желания честно информировать о своих чувствах партнёра или ребёнка
  • готовности открываться, когда это требуется
  • умения считаться с чувствами и эмоциями другого человека и бережно относиться к ним

Тем не менее, отношение к обратной связи неоднозначное. Для многих обратная связь - это сомнительный атрибут общения и нежелательное самораскрытие. Обратная связь для них - свидетельство мягкотелости, ненужная откровенность и даже желание навязать свое мнение. Находятся и такие, кто приравнивает обратную связь к пустой болтовне и проявлению детскости. С такими людьми невозможно полноценно и открыто общаться и надеяться на эмоциональный отклик.

Люди, которые не хотят или не умеют давать обратную связь, зачастую имеют искаженное представление о многих ценностях и понятиях. Что, конечно, негативно влияет на тех, с кем они общаются. Вот примерный список таких искажений:

  • Открытость для них равняется наивности
  • Дружелюбие воспринимается ими как доступность и простота в худшем значении этого слова
  • Мягкость для них - это уступчивость и слабость
  • Вежливость и учтивость интерпретируются ими как желание понравиться и произвести впечатление
  •  Стремление к компромиссу они воспринимают как отсутствие собственного мнения и собственной позиции
  • Грубость, жесткость и закрытость  представляются им убедительным и неопровержимым признаком силы и уверенности
  • Отсутствие эмоций и эмоциональности в их представлении - признак взрослости и серьёзности
  • Неумение общаться преподносится ими как нежелание отвлекаться на всякие глупости
  • Чувство юмора для них  также является признаком глупости и незрелости

Обратная связь обладает одним удивительным свойством - она быстро избавляет от большинства искажений, если человек приучается давать её благожелательно, искренне и честно. Способность/привычка давать обратную связь корректирует эти искажения и меняет человека в лучшую сторону.

Существует несколько заблуждений относительно обратной связи. Для многих критика, советы и оценка деятельности другого человека (чаще всего негативная) является обратной связью. Это, конечно, не так. И критика (особенно негативная), и советы, и оценка деятельности другого человека как раз являются признаками эгоцентризма, высокомерия, отсутствия уважения и низкой культуры. И, конечно, ни советы, ни оценки, ни негативная критика не позволяют другому человеку увидеть себя со стороны и получить полезную для себя информацию.

Что необходимо, чтобы обратная связь была грамотной и эффективной?

1. Обратная связь должна выражаться в описательной манере: нужно описывать наши реакции на то, что мы увидели, услышали или испытали. Это дает другому человеку возможность воспользоваться или не воспользоваться обратной связью на свое усмотрение.

2. Не нужно выносить приговоры и выражать негативные суждения. Давая обратную связь, не нужно пытаться во что бы то ни стало быть правым. Прежде всего, нужно выражать свое восприятие того, что мы увидели, услышали или испытали. К примеру, «С твоей стороны было ужасно сказать такое, тебе должно быть стыдно» - это не обратная связь, а обвинение, критика, навешивание вины и оценка человека одновременно.

3. Особенно полезна обратная связь, которая не обобщает, а касается конкретных вещей. Когда говорят: «Ты все время стремишься давить и контролировать», то это обратная связь общего характера, без конкретных и аргументированных примеров. К тому же, это снова обвинение, навешивание вины и оценка.

4. Здоровая и грамотная обратная связь учитывает потребности и того, кто дает её, и адресата. Если обратная связь служит лишь для удовлетворения дающего её и совершенно не учитывает потребности получающего обратную связь, то она приобретает разрушительный характер. Поэтому лучше давать полезную информацию, а не обрушивать на человека всё накипевшее за долгое время.

5. Обратная связь должна быть своевременной. Лучше всего давать обратную связь при первой же удобной возможности. Удобной и для себя, и для адресата. В этом случае обратная связь будет особенно полезна.

6. Очень важно убедиться в правильном понимании нашей обратной связи собеседником. Если другой человек обижен, напуган или имеет низкую самооценку - велика вероятность того, что он неправильно воспримет сказанное и услышит прямо противоположное тому, что было сказано или подразумевалось.

7. Обратную связь многие используют как хитрый прием, чтобы заставить другого человека раскрыться или вынудить сделать что-то в своих интересах. Иначе говоря. обратная связь используется как манипуляция и средство давления и принуждения. При нормальной, здоровой обратной связи у другого человека всегда должен быть выбор - меняться или нет.

Подытоживая, хочется еще раз обратить внимание на важный момент. Обратная связь - это, прежде всего, средство помощи. Обратная связь помогает человеку понять, как другие люди воспринимают его слова, поведение, действия и поступки. Следующее высказывание раскрывает ещё одну важную роль обратной связи: «Ключом к обучению является обратная связь. Без него практически невозможно чему-либо научиться».

#обратнаясвязь #эмоциональныйинтеллект #саморазвитие #самопознание