Мы давно привыкли летать на самолётах и высоко ценим этот удобный и современный вид транспорта, позволяющий за считанные часы попасть на другой край мира. Обычно пассажиров беспокоят вопросы безопасности полётов в плане надёжности техники и квалификации экипажа, но есть ещё один неприятный аспект длительных и частых авиапутешествий, о котором не стоит забывать.
Повышенный радиационный фон на больших высотах
На высоте 10 км над уровнем моря атмосфера становится настолько разреженной, что её способность блокировать солнечное и космическое излучение снижается. Это значительно меняет условия, к которым мы привыкли на поверхности земли.
Из-за этого радиационный фон, которому подвергаются пассажиры и экипаж самолёта на такой высоте, может увеличиваться. Какие-то источники сравнивают этот фон с радиационными уровнями в Чернобыле после аварии, оценивая его в пределах 100–130 мкр/ч, в то время как средняя норма на земле составляет около 10 мкр/ч.
Однако, стоит разобраться в этом утверждении подробнее. Для начала, сравнение радиационного фона на высоте с фоном в Чернобыле не совсем корректно.
В Чернобыле радиация была вызвана выбросом радиоактивных веществ, в то время как на высоте основной источник радиации — это космическое излучение, а также ультрафиолетовое излучение от солнца.
Нужна ли защита?
Теперь давайте рассмотрим вопрос защиты. Современные воздушные суда разработаны с учетом такого воздействия радиации. Кузов самолета и его структура в какой-то степени обеспечивают защиту от радиационного воздействия.
Тем не менее, для тех, кто часто летает на далёкие расстояния или на больших высотах, рекомендуется ограничивать продолжительность полетов, чтобы снизить кумулятивное воздействие радиации.
Также стоит учитывать, что пассажиры проводят в высокорадиационной среде лишь небольшую часть времени. Пилоты и бортпроводники проходят регулярные медицинские проверки и знают о рисках, связанных с их профессией. Но для обычного пассажира риск подвергнуться избыточной радиации во время полета минимален, особенно если учитывать короткую продолжительность большинства полетов.
Есть ли реальные риски для пассажиров и экипажа?
Находясь на высоте 10 км над уровнем моря, пассажиры и экипаж авиалиний сталкиваются с увеличенным радиационным фоном из-за сниженной атмосферной защиты. Это сравнимо с тем, как если бы вы посетили Чернобыльскую АЭС много лет после катастрофы. Однако, несмотря на эту аналогию, важно понимать разницу между этими двумя ситуациями.
Для обычных пассажиров, которые пребывают на такой высоте в течение нескольких часов, риски связанные с радиацией, минимальны. Это аналогично кратковременному визиту в Чернобыль сейчас, когда уровни радиации в большинстве мест значительно уменьшились, и короткое пребывание там не представляет серьезной угрозы здоровью.
Однако ситуация иная для пилотов и бортпроводников, которые регулярно находятся на такой высоте и, следовательно, подвергаются кумулятивному воздействию радиации.
Этот кумулятивный эффект может увеличивать риски для их здоровья на протяжении долгого времени. В странах, особенно внимательно относящихся к вопросам радиационной безопасности, таких как Япония, предпринимаются специальные меры для мониторинга радиационного облучения.
Например, предоставление счетчика Гейгера членам экипажа является одной из таких мер. Это позволяет летчикам и бортпроводникам следить за своей личной дозой радиации и предпринимать необходимые меры, если она приближается к опасному порогу.
Риски длительных перелётов на больших высотах
Действительно, радиационная защита в воздухе является актуальным вопросом, особенно когда речь идет о длительных перелетах на больших высотах. Однако, как и во многих других аспектах авиации, принятие решений зависит от баланса между безопасностью и экономической эффективностью.
Существуют самолеты с усиленной защитой от радиации. Некоторые бизнес-джеты, например, могут быть оборудованы свинцовой сеткой, которая обеспечивает дополнительный барьер от космического излучения. Такие приспособления, конечно же, делают полет более безопасным для пассажиров и экипажа.
Однако массовые пассажирские авиалайнеры, такие как «Аэробус» и «Боинг», обычно не имеют такой защиты. И причина здесь действительно экономическая. Добавление свинцовой сетки увеличивает массу самолета, порой до 10 тонн или даже больше.
Это, в свою очередь, означает, что авиакомпаниям придется сократить количество пассажиров или груза на борту, чтобы компенсировать этот дополнительный вес. Такое сокращение мест на борту не только уменьшает прибыль авиакомпаний, но и делает перелеты менее доступными для многих людей из-за потенциального увеличения стоимости билетов.
Разумный баланс
Таким образом, авиакомпании и производители самолетов стараются найти оптимальный баланс между обеспечением безопасности и экономической эффективностью.
Важно отметить, что даже без дополнительной радиационной защиты, риск для пассажиров и экипажа остается относительно низким, особенно при учете кратковременного характера большинства полетов.
Думали вы когда-нибудь об этой стороне пользования авиатранспортом? Считаете риски минимальными и продолжите летать, или теперь предпочтёте наземные путешествия?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Куда делся океан, который был на месте современной России?
✅ Трансамазонское шоссе: крупнейший провал Латинской Америки и худшая дорога в мире
✅ Украденное поколение: как в Австралии похитили десятки тысяч детей аборигенов — и лишили всего
✅ Знаете ли вы, какой государственный язык в Бразилии? Наверняка ошибетесь!
✅ «Это как если бы в Москве жило 3 миллиарда человек»: история самого густонаселенного города в мире