Здравствуйте дорогие подписчики, гости канала, велосипедисты, велотуристы, спортсмены гонщики! Хотел записать видеоролик, три раза начинал, собирался мыслями, но получалось плохо. Поэтому напишу, как можно проще и понятнее. Тема возникла после комментария подписчика, который никак не мог настроить задний переключатель. Всегда приходилось дожимать рычажок переключателя. Пересмотрел ролики, делал все что там советовали - в итоге вообще перестало переключаться. Мое подозрение сразу упало на кронштейн под названием ''петух''. Не погнут ли? Парень заверил что ни разу не ронял велосипед, не гнул и не повреждал петух. Конечно сложно давать советы, не видя велосипед, не трогая его руками, тем не менее дошел вопрос до ''когда менял цепь?''. На что получил ответ - что цепь менялась два года назад, и накатано на ней, по его словам не более тысячи километров. А интернет учит: менять цепь в среднем через 1500 км. Более того, он проверил цепь калибром. Калибр самый распространенный, с двумя губками, на 0.75% и 1 % растяжения. О калибрах будет отдельная тема. А касательно так называемого растяжения цепи - калибр не покажет другой параметр, а именно боковое искривление цепи.
Я ездил на очень многих велосипедах, и односкоростном езжу довольно часто. Так вот на односкоростных велосипедах - цепь всегда бегает в одной плоскости. И она тоже со временем вытягивается, изнашивается, и тоже начинает стачивать звезды. Но когда мы говорим о многоскоростных велосипедах, шоссейных, горных, гравийных, здесь появляется такой вредный фактор как перекос цепи! Перекос бывает допустимый, ограниченно допустимый, когда Вы совершаете разгон, и вам не хватает передач, это касается особенно семискоростных велосипедов, и совершенно не допустимый перекос цепи - к примеру езда на крайних звездах (большая спереди и большая сзади, или маленькая спереди и маленькая сзади). Здесь уже абсолютно недопустимый перекос, от которого страдает не только цепь но так же передний переключатель, перекошенная цепь может задевать рамку. Стоит дополнить, что выигрыш в скорости, накате, разгоне это не дает. Поэтому всегда нужно смотреть на флажок указателя.
Возникает вопрос, а что такое допустимый перекос. Как видно из картинки, допустимый перекос это 1 (малая) звезда спереди а помимо рекомендуемых звезд с 1 по 3, можно выбрать 4. Да, цепь будет немного перекошена, но незначительно. Второй вариант 3 (самая большая звезда спереди) ее рекомендуется включать с 8 по 4, но можно так же ненадолго выбрать и 5 звезду, цепь будет допустимо перекошена.
Так вот, мы подошли к главному вопросу, что убивает нашу цепь, так эти перекосы. Они неравномерно изнашивают звезды, и приводят со временем к боковому искривлению, и невозможности точно настроить задний переключатель, так как цепь значительно изогнута. Новые цепи жесткие, они будут четко перебегать хоть спереди, хоть сзади по звездам, даже изношенным. Настроить переключатель в этом случае намного проще. Жесткая пружина будет быстро натягивать жесткую цепь, и будет происходить быстрое и четкое переключение. Езда с перекошенными цепями, изнашивает их гораздо быстрее, чем отсутствие смазки, так как боковые нагрузки, изгибают цепь.
Сейчас наблюдается переход на одну звезду спереди и отказ от двух и трех звезд спереди, заменяя большим количеством звезд в кассете, одиннадцать, двенадцать и даже тринадцати звездочные системы! Но цепи в этих системах, хоть и испытывают нагрузки перекосов, все же лучше рассчитаны на боковое искривление.
Заканчивая свою статью, расскажу что было дальше с моим подписчиком - он заменил цепь, и даже настройка не понадобилась. Новая цепь быстро перепрыгивала по звездам вверх и вниз без проблем и ''дожатия'' рычажка. Я посоветовал ему следить за флажками передач, не выходя за допустимый предел, а так же регулярно смазывать и промывать цепь в керосине.
Спасибо что дочитали, не последняя статья о трансмиссии велосипеда! Впереди будет тема калибров, измерения износа, а так же расскажу о своих записях, сколько километров отбегали цепи различных фирм, так как я веду собственную статистику расходников велосипеда.
Подписываемся!!!