Друзья, доброй всем ночи. Продолжаю цикл статей о самообразовании. И сегодня разговор пойдёт непосредственно о планировании работы и переносе своих планов на бумагу.
То есть, говорим о том, как написать план работы по самообразованию
И как всегда, первое, на что обращаем внимание - наличие локального акта вашей образовательной организации, Положения, которое регламентирует этот вопрос. Если оно имеется, наверняка в нем есть форма этого плана. Значит в соответствии с ней вы и будете работать. Если такого положения в вашем детском саду нет, вы вправе написать план так, как считаете нужным, по своей форме. Но в любом случае в плане работы над самообразованием должны быть отражены следующие моменты:
- Тема
- Актуальность работы над темой
- Цель
- Задачи
- Предполагаемый результат
- Планирование
- Приложения.
Давайте разберём подробно каждый пункт.
О том, как правильно выбрать тему самообразования, я писала здесь:
И хоть в плане тему мы указываем первой, выносим её на титульный лист, она неотделима от актуальности. Если вы грамотно подошли к вопросу выбора темы работы, не составит труда актуальность сформулировать. То есть, собственно актуальность и определяет тематику вашей работы.
Что указать в актуальности?
Здесь важно отразить вот что:
- Актуальность в контексте ВАШЕЙ профессиональной деятельности.
То есть, учитывая ВАШ опыт работы и профессиональные дефициты. Ну и конечно стоит указать и ваши возможности.
К примеру, вы молодой специалист, только что принявший группу и нуждающийся в модернизации игровой среды для организации работы по какому-либо конкретному направлению работы. Результаты диагностики (если таковые имеются) вам эти направления подскажут. Да и, собственно, невооружённым глазом в среде это будет видно. При этом "звонок другу" в лице старшего воспитателя никто не отменял, он обязательно вам подскажет. А еще руки у вас растут откуда надо и вы разбираетесь в материалах для творчества, умеете работать с графическими редакторами и прочее. Вот ваш контекст.
- Теперь смотрим на эту работу в контексте ситуации развития дошкольного образования в целом.
Что на этот счёт говорит ФГОС ДО? А с 1 сентября мы еще в обязательном порядке смотрим в новую Федеральную образовательную программу, на основе которой уже должны быть разработаны Программы учреждений.
Подытожим. Описывая актуальность, вам необходимо ответить на два вопроса:
- Почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?
- Как работа над темой скажется на преодолении моих личных профессиональных дефицитов?
Что писать в цели работы?
Давайте представим для начала результат. Чего вы хотите достичь?
Оптимизации РППС группы в направлении познавательно-исследовательской деятельности?
Совершенствования профессиональной компетентности в вопросе развития у дошкольников связной речи/элементарных математичечких представлений/и пр.?
Так и пишите. Ведь цель - это осознанный образ желаемого результата. Только не забывайте, что цель, как и задачи, должна быть измеримой. Реализация цели должна быть доказана. Это касается и организации воспитательно-образовательного процесса. Об измеримости целеполагания поговорим в отдельной статье.
И не забываем, что цель мы формулируем при помощи существительного от глагола: совершенствование, реализация, апробация и так далее. Никаких глаголов в инфинитиве. Ими начинают описывать задачи. Перейдём к ним.
Задачи. О чем здесь?
Задачи - это ваши конкретные шаги по достижению цели. 1, 2, 3, 4 и так далее.
Смотрите что важно и что может облегчить нам жизнь. Независимо от темы работы, стажа и прочих моментов, по которым мы отличаемся друг от друга, первые и последние задачи будут идентичными.
- Что делаем в первом пункте?
Изучаем теоретическую базу. Нормативные акты и другие документы, литературные источники.
- Во втором?
Знакомимся с практическим опытом (ваших коллег по учреждению, из других детских садов).
- В третьем?
Подбираем/разрабатываем самостоятельно диагностический инструментарий (помните, что достижение цели необходимо будет чем-то измерить?)
- В третьем, четвёртом и последующих пунктах?
Вот здесь уже пойдут различия, опирающиеся на особенности вашей темы. Что нужно сделать, чтобы её реализовать? Пропишите задачи всех направлений вашей деятельности (РППС, воспитательно-образовательный процесс, работа с родителями).
Завершающие пункты так же будут иденичными. О чем они?
- Проанализировать эффективность проведённой работы, сформулировать выводы.
- Представить результаты работы коллегам на заседании педагогического совета (или каким-то другим образом).
Кстати, о формах отчётности я писала здесь:
- Определить направления работы над темой на 2023-2024 (или любой другой) учебный год.
Вот и все. Из года в год вы будете менять лишь содержание "центральных" задач. Всё остальное можно смело копировать и вставлять в новый документ. Изобретать велосипед не нужно.
А что с предполагаемым результатом?
Иногда его называют планируемым. Сути это не меняет, хотя слышала, что ругают не за то слово. Так вот. Если вы вникли в пункт про цель = образ результата, то становится ясно, что у задач и результата такая же взаимосвязь. Поэтому если вы формулировали задачи от результата, этот результат можно не писать. НО! Если в вашем детском саду в Положении о работе над темой по самообразованию этот пункт есть, смело берите и переформулируйте задачи в прошедшее время:
- Изучен
- Разработан
- Проанализирован
- Определены....
Это на 5 минут работы на самом деле. Но, повторюсь, это совсем не показательный и не обязательный пункт. Гораздо важнее то, что вы внесёте в помесячный план конкретных действий, о котором поговорим в следующей части моей уже большой истории о самообразовании педагога детского сада. А пока подписывайтесь на канал "Методист в отставке", чтобы не пропустить новые материалы. Заранее благодарю за лайк и конструктивный комментарий. Всем продуктивной рабочей недели.