Найти в Дзене

Проблемы трёх состояний: Ребёнок - Родитель - Взрослый. Практика (3)

Внутренние состояния, в которых мы пребываем не только определяют наш жизненный сценарий, они ещё и очень важны в повседневных межличностных отношениях. 

Первое, что люди видят и чувствуют друг в друге, — это их:

✅️ роли (астрального треугольника, ментального, духовного)

📚 Кто вы в астральном треугольнике: жертва - агрессор - спаситель

📚 Кто вы в ментальном треугольнике: герой - философ - мотиватор?

📚 Кто вы в духовном треугольнике: победитель – созерцатель – стратег?

✅️ эго-состояния (Ребёнок, Родитель, Взрослый)

📚 Треугольник состояний: Ребёнок - Родитель - Взрослый (1)

📚 Три состояния "Я": Ребёнок - Родитель - Взрослый (2)

✅️ позиции (сильная, слабая).

➡️ И тогда, в большинстве случаев, подобное тянется к подобному. Люди, мыслящие позитивно или даже наддуально о себе и о мире, обычно предпочитают общаться с единомышленниками, с себе подобными, а не с теми, кто имеет негативное мышление, то есть сконцентрирован только на минусе и постоянно недоволен всем и вся. 

🔎 Сегодня я предлагаю поговорить о проблемах трёх состояний личности.

Гармоничное взаимодействие наших внутренних эго-состояний обеспечивает успех и процветание личности в целом – как в делах, в отношениях, так и при духовном развитии.

🚩 Для этого необходимо не менее половины своего времени находиться в состоянии Взрослый, и по четверти – в остальных двух, без усилий переходя от одного к другому.

Фото из интернета
Фото из интернета

✅️ Проблемы состояния Родитель

К сожалению, в реальности эго-состояния часто функционируют совсем не так.

Особого внимания требуют состояния «Родитель» и «Ребёнок».

Одно из них может оказаться непомерно сильным, другое – подавленным.

Находясь в таком дисбалансе, состояния ещё и не вовремя «включаются», заставляя человека вести себя неадекватно ситуации – например, отвлекаться во время рабочего совещания (Ребёнок) или поучать взрослого сорокалетнего мужчину в присутствии его детей (Родитель).

Проблема не только в том, что человек не может выйти из того или иного состояния, но и в том, какого вида оно у него.

Например, Родитель может быть слишком придирчивым, Ребёнок – напуганным или бунтующим.

🔎 Рассмотрим основные признаки дисбаланса эго-состояний:

✅️ Проблемы состояния «Родитель»

Родитель: критичность, человекоугодие (чрезмерная забота о других в ущерб выполнению своих задач), гиперответственность, неумение отдыхать и расслабляться.

Думаю, многие из нас слышали и знают, что такое строгий внутренний критик.

Пример. Мы захотели чего-то, и, не успев обратиться к взрослой части личности, тут же «слышим» в голове: «Ты с ума сошла?! Да где тебе!», «Не вздумай, это опасно!» или даже «Да ты лох, лузер!», «Дура, неудачница.» и прочие грубости.

Возможен и другой вариант. Девушка устала от ношения брюк и решила развивать в себе женственность, разрешив себе купить красивое платье. А критик-то внутри неё комментирует: «Куда ты так вырядилась? Что люди скажут? Что за глупый вид?!».

Когда мы с чем-то не справились, ругает за неудачу нас именно Родитель. Декларативные, не подтверждённые ничем убеждения из детства – это тоже оттуда.

Ещё один вариант гипертрофированного состояния, который, как правило, проявляется по отношению к окружающим – это чрезмерная забота и опека.

Особенно часто это происходит:

1) в парах «муж – жена», когда женщина становится «мамочкой» по отношению к мужчине, и слишком заботится о нём.

2) в парах «мать – сын», когда мать не желает ослаблять и прекращать опекать своего взрослого сына.

🚩 Важно! Напомню на всякий случай, что забота о себе и о партнере – нормальная функция Родителя и полностью от неё отказываться не нужно. Важно соблюдать баланс и быть способным переключаться из одного состояния в другое.

✅️ Проблемы состояния «Ребёнок»

Ребёнок: обидчивость, зависимость от мнения других, безответственность, инфантильность, неспособность концентрироваться и контролировать себя, капризы.

Фото из интернета
Фото из интернета

🔻 Гипертрофированный ребенок – это безответственное инфантильное существо, которое хочет только развлекаться и веселиться, делать то, что захотелось сиюминутно. Так как здесь мало контроля, то сложно ставить большие цели: Ребёнок хочет только играть и жить в своё удовольствие. С желаниями обычно всё хорошо, но они могут постоянно меняться, не исполняясь, потому что Ребёнку сложно концентрироваться и долго фиксировать внимание. Начатые дела за завершаются.

Если в нас, наоборот, мало Ребенка – тогда мы теряем способность желать, загораться идеями, радоваться.

🔻 Подавленный ребёнок – это отказ или подпавление эмоций, что приводит к обидчивости, чрезмерной требовательности. Человек, игнорирующий свою детскую часть, порой готов сопротивляться и спорить по любому поводу. Для окружающих это выглядит как неадекватность, а на самом деле это попытка уравновесить подавленные состояния.

🔻 Обидчивость – типичный признак бунтующего Ребёнка, у которого всё время есть ощущение, что его критикуют и обесценивают. На самом деле критикует, подавляет и не ценит такого человека его собственный внутренний Родитель, но осознать это сложно. Поэтому давление воспринимается, как внешнее. В результате даже самые невинные замечания звучат для него обидно. И в то же время он постоянно ждёт родительской поддержки и заботы, а потому очень зависим от чужого мнения, что напрямую ведет нас к теме самооценки и её стабильности.

✅️ Качели «Родитель-Ребёнок»

В одной и той же личности могут уживаться как избыток Ребёнка, так и избыток Родителя, в то время как Взрослому остается совсем немного места. Тогда человек может быть в разные моменты жизни обидчивым и критичным, зависимым от чужого мнения и навязывающим своё. Часто это сопровождается колебаниями самооценки и настроения – то перфекционист, то безответственный; то веселится в состоянии Ребёнка, то ругает себя за это из Родителя.

✅️ Проблемы состояния «Взрослый»

Обычно у этого состояния только одна проблема – его слишком мало. Разумное и спокойное поведение, здравая оценка ситуации свойственны далеко не всем. Но в реальности каждый из нас способен попадать в это состояние – это условие выживания. А значит, его можно развить и сделать полноценным.

Каким образом?

Я постоянно напоминаю:

✔️ о необходимости контроля ума,

✔️ о том, что следует стараться пребывать в моменте «здесь и сейчас».

Итак, почаще задаём себе вопросы:

В каком эго-состоянии нахожусь?

Я сейчас реагирую как Ребёнок, Родитель или Взрослый?

Обычно этого достаточно, чтобы взять под контроль свои реакции.

Важно понимать, что управляя своим состоянием, мы влияем на состояние других, хотя, разумеется, многое зависит от уровня осознанности собеседника. Чем более осознан человек, тем легче с ним взаимодействовать.

⚠️ Если мы транслируем состояние ребёнка, то, как правило, собеседник захочет стать родителем.

⚠️ Если занимаем позицию родителя, то этим подталкиваем собеседника быть ребёнком.

⚠️ Если транслируем взрослое состояние – подтягиваем собеседника тоже до взрослого состояния.

❗️Самый эффективный способ взаимодействия обычно присутствует только в сочетании Взрослый Взрослый. Поэтому сначала нужно просто понять какую роль человек играет, а потом вытаскивать собеседника во взрослое состояние, не скатываясь при этом в манипуляцию.

Например, сказать:

▪️"Давай как взрослые люди обсудим эту ситуацию.",

▪️"Давай поговорим сейчас серьезно."

И такого рода фразы из взрослого состояния, начнут тянуть человека из его роли.

***

🔷 Предлагаю попрактиковаться. Давайте рассмотрим ряд коммуникативных ситуаций и определим, из какого эго-состояния (Ребёнок, Родитель, Взрослый) участники ведут диалоги. Свои ответы вы можете написать в комментариях.

⏺️ Примеры:

– Передай мне, пожалуйста, соль? (Взрослый)

– Да, конечно. Вот, пожалуйста. (Взрослый)

▶️ Диалог происходит между людьми, пребывающими в данный момент во состоянии Взрослый-Взрослый.

*

– Передай мне, пожалуйста, соль? (Взрослый)

– Соль очень вредна. Её называют «белой смертью». Не надо её есть. (Родитель)

▶️ Диалог происходит между людьми, пребывающими в данный момент во состоянии Взрослый - Родитель, хотя адресована просьба ко Взрослому.

***

1️⃣

– Передай мне, пожалуйста, соль?

– Ты можешь хоть что-то сделать сам и не отвлекать меня постоянно?

***

2️⃣

– Ты уже подготовил отчёт?

– Нет еще… Почему ты вечно ко мне цепляешься? Я что, хуже других?

***

3️⃣

– Телефон, который вы держите в руках, лучший не только в своей линейке, но и среди других моделей, представленных сейчас на рынке. Но он, думаю, слишком дорогой для вас и купить его вы не сможете. [Речь продавца-консультанта]

– Ну отчего же? Я как раз его и думаю взять. [ Оскорбляется покупатель и покупает телефон.]

***

4️⃣

– Я думаю, дети сегодня не должны так одеваться в школу. Это слишком вульгарно.

– Согласен, вот в наше время такого не было…

***

5️⃣

- Слушай, кино было суперским! Мне понравилось! А тебе?

– Мне тоже! Офигенно!

***

6️⃣

– Почему ты не носишь чёрные коготки? У тебя такие стройные и красивые ноги...

– Ой, а разве они не кривые и худые? Мама же в 15 лет сказала, что чёрные колготки делают мои ноги ещё ужаснее...

***

7️⃣

– Я вижу, что между нами возникло какое-то недопонимание. Давайте сядем, поговорим и разберёмся во всём спокойно.

– Нам не о чем говорить! Ты всё равно меня не услышишь!

***

8️⃣

– Я вижу, что между нами возникло какое-то недопонимание. Давайте сядем, поговорим и разберёмся во всём спокойно.

– Вы знаете, мне тоже показалось, что наши отношения не такие доверительные и тёплые, как были прежде. Конечно, давайте поговорим и всё проясним.

***

9️⃣

– Дорогая, я завтра хочу пойти с друзьями на рыбалку, ты не возражаешь?

– Ну вот, опять ты меня бросаешь!

***

🔟

– Дочь, ну тебе тридцать лет! Почему ты в этой куртке ходишь, а не в той, другой? Та на тебе лучше смотрится, а эта похожа на шкурку какую-то!

– Ну ма-а-а-ам, я рада, что ты помнишь о моём уже не детском возрасте. Спасибо за заботу. Не волнуйся, я способна сама разобраться, что мне надевать. Давай ты не будешь решать за меня. 

***

1️⃣1️⃣

– Ты опять тюбик с пастой поставила не правильно.!

– А ты душ не переключил!

***

1️⃣2️⃣

– Мне нужен мотоцикл, вы мне должны его купить!

– Сын, это опасное занятие. А как ты будешь ездить без прав?

***

1️⃣3️⃣

– Выброси мусор!

– А почему опять я? Один что ли тут живу?!

***

1️⃣4️⃣

– Дорогая, похоже я заболел, не смогу сегодня всё доделать.

– О делах не волнуйся. Главное – здоровье. Скажи, чем-то я могу тебе помочь?

***

1️⃣5️⃣

– Иван Иванович, для Вас есть задание. Скажите, какие могут возникнуть препятствия для его выполнения? Почему что-то может не получиться, и сможете ли Вы его сделать к установленному сроку?

– Семён Семёнович, Вы знаете, что это новый тип задания для меня. И я буду признателен за Вашу поддержку на этапе подготовки к его выполнению.

***

Друзья, а теперь я предлагаю вам в комментариях привести собственные примеры-диалоги из повседневной жизни. Можете придумать их или вспомнить реальные коммуникативные ситуации.

Продолжение следует...

*****************************************

📎 По возможности, перешлите ссылку на данную статью своим близким и знакомым.

С уважением, Наталия,

автор канала «Путь к осознанной вере»

🔮 Телеграмм-канал «Путь к осознанной вере»: https://t.me/+XI5jvv_2ivc0MGMy

*****************************************

СТАТЬИ-ИНСТРУКЦИИ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ДАННУЮ ТЕМУ:

📚 Прекратите жалеть окружающих!

📚 Как довериться Богу и не унывать?

📚 Как прекратить реагировать на атаки ума, панику, страхи, тревоги?

📚 Что значит разотождествить душу с умом?

📚 Как найти выход из неприятной ситуации? Через наддуальность!

📚 Коварная энергия гордыни

📚 Кому поклоняемся? Человекоугодие.

📚 Что значит полюбить себя, как образ Божий?

📚 Закон баланса или равновесия. Как достичь гармонии?

📚 Мы и фундаментальные законы Вселенной (1)

📚 Как понять волю Божью?

📚 Нужны ли православным знания о чакрах?!