Найти тему

Три состояния "Я": Ребёнок - Родитель - Взрослый (2)

В данной статье мы подробнее разберем каждую роль Треугольника состояний, которые мы начали рассматривать в предыдущей публикации.

📚 Треугольник состояний: Ребёнок - Родитель - Взрослый (1)

Итак, все мы ежедневно и ежеминутно пребываем в эго-состояниях Ребёнка, Родителя и Взрослого.

✅️ Каждый из нас несёт в себе черты маленького мальчика или маленькой девочки. Все мы порой чувствуем, мыслим, действуем, говорим и реагируем точно так же, как это делали в детстве. Это эго-состояние называется «Ребёнок». Оно только напоминает реакции и поведение ребёнка двух-пяти лет. Его нельзя считать ребяческим или незрелым. Ум вибрирует, скачет: мысли, чувства и переживания из детского возраста снова и снова проигрываются. Детская позиция - это потеря ресурса.

➡️ «Ребёнок» в нас — это:

• естественные детские стремления к игре и озорству

• тяга к творчеству и креативу

• ориентация на свои желания, интересы и потребности в первую очередь

• позиция «хочу – не хочу», капризы

• спонтанные проявления, мгновенные простые реакции, отсутствие самоконтроля (ребенок не умеет продумывать и контролировать свое поведение, строить сложные поведенческие стратегии)

• искренняя радость жизни, беззаботность, легкость, эмоциональность

• склонность к страхам, обидам, просьбам о помощи другим людям

При этом в эго-состоянии Ребенка есть 3 части:

🔻 Свободный Ребенок – самая легкая, спонтанная, радостная, творческая часть человека. Она на все реагирует с любопытством и непосредственностью, может придумывать нестандартные решения, живет в игре.

Мы находимся в этом состоянии, когда:

• занимаемся любимым делом или творчеством

• принимаем спонтанные решения, которые подсказывает нам сердце

• выражаем себя в моменте так, как хотим

• флиртуем

• дурачимся

• действуем из своих текущих импульсов и желаний

🔻 Адаптивный Ребенок – это ребенок, который слушается взрослых и боится им не соответствовать их ожиданиям и представлениям.

Мы проявляем эту часть, когда:

• подстраиваемся под окружающих

• угождаеми и льстим

• желаем заслужить похвалу и избежать чьего-то недовольства

• перекладываем ответственность

• избегаем проявления инициативы

• чувствуем подавленность и неуверенность в себе

🔻 Бунтующий Ребенок – это ребенок, который вместо послушания бунтует и сопротивляется.

Мы проявляем эту часть, когда:

• спорим, возражаем, не соглашаемся

• демонстрируем упрямство

• злимся

• открыто или незаметно (через саботаж) сопротивляемся установленным правилам

✅️ Состояние «Родитель» ведёт свое происхождение от родительских образцов поведения. В этом состоянии человек чувствует, думает, действует, говорит и реагирует точно так же, как это делали его родители, когда он был ребёнком. Он копирует поведение своих родителей. И тут надо учитывать два Родительских компонента: один — ведущий происхождение от рода отца, другой — от матери. Состояние Я-Родитель может активизироваться при воспитании собственных детей. Даже если оно не выглядит активным, то чаще всего влияет на поведение человека.

Родителя часто путают со Взрослым. Но если Взрослый – это всегда трезвое и спокойное состояние, то Родитель – это проекция поведения наших собственных Родителей (или других значимых взрослых), их поведенческие стратегии, которые мы неосознанно заимствуем.

Так, многие из нас чувствуют, что в нашей голове всё ещё звучит назидательный голос мамы/папы/бабушки/учителя. Этот голос может призывать к совести, наставлять, делать ехидные замечания, критиковать (наш внутренний критик часто «растёт» отсюда) или требовать от нас определённого поведения.

А вот если у нас были хорошие отношения со значимыми взрослыми в детстве, то мы можем чувствовать, как нас до сих пор греют и поддерживают когда-то сказанные слова и проявленные положительные эмоции.

Мы можем играть роль Родителя по отношению к самому себе или к окружающим людям. Речь о позиции старшего, лидера.

При этом Родитель может быть:

🔻 Заботливым Родителем – умеющим поддержать, дающим тепло, сочувствие или ободрение.

Мы находимся в этом состоянии, когда:

• защищаем других

• опекаем или заботимся

• даём поддержку или ободрение

• помогаем ближним из позиции «старшего»

🔻 Критикующим (контролирующим) Родителем:

• указываем другим, как им жить

• поучаем и наставляем

• желаем, чтобы всё делалось так, как мы считаем правильным

• критикуем других (или себя) за отличающееся от этого поведение

✅️ Состояние Взрослого-Я. Мы объективно оцениваем то, что с нами происходит, рассчитывая возможности и вероятности на основе прошлого опыта.

В позиции Взрослого мы пребываем в состоянии «здесь и сейчас», адекватно оцениваем свои действия и поступки, полностью отдаём себе в них отчёт и берём на себя ответственность за всё, что делаем.

 «Взрослый» в нас – это:

• отказ от дуального мышления

• трезвая наддуальная оценка ситуации и своих возможностей

• готовность действовать в случае необходимости

• хорошая приспособленность к реальности

• высокий уровень организации

• продуманные рациональные действия

• логическое, но при этом гибкое мышление

• отсутствие лишних эмоций и эмоциональных качелей

• пребывание в состоянии баланса,

• контроль ума

• жизнь в моменте «здесь и сейчас»

• позиция наблюдателя

• пребывание на уровне ментального или духовного треугольника отношений

• Фокус внимания всегда направлен на решения задач

• Реальная помощь оказывается точечно, по запросу, без ожидания результата и благодарности в ответ

• не причиняется добро ближним, не решаются за человека кармические задачи. 

Ещё он хорошо понимает, что помочь можно только тому, кто САМ что-то делает.

• духовный стержень, как внутренняя опорность,

• способность к состраданию, милосердию и эмпатии 

• отсутствие синдрома отложенной жизни

• способный вдохновлять на свершение (или бездействие) других людей

• выполнение инструкторских функций

(задаём вектор движения, показываем надёжное духовное направление, ориентируем, побуждаем к активным созидательным действиям)

Мы находимся в этой позиции, когда:

• реализуем и проявляем себя, служим Богу через помощь людям,

  • работаем и зарабатываем,

• строим и продумываем планы, опираясь на трезвую оценку фактов и свои реальные возможности

• общаемся с окружающими на равных

• стремимся найти оптимальное (для себя и окружающих) решение

• чувствуем себя спокойно и уверенно

• никому ничего не доказываем, а действуем только из своих целей

Эта позиция не «растёт» из нашего детства, а также не повторяет поведение наших собственных родителей. Это – то, что нам нужно самостоятельно взрастить и применять.

➡️ Важно осознавать, в каком состоянии мы находимся сейчас. И этого достаточно, чтобы взять контроль над собой.

❓️ Друзья, а какие состояния характерны для Вас? Напишите о них в комментариях.

🔻 Взрослая, духовно цельная личность описана в статье:

📚 Кто вы в астральном треугольнике: жертва - агрессор - спаситель?

Следующая статья будет посвящена тому, как Ребёнок, Родитель и Взрослый проявляются в общении.

Продолжение следует...

*****************************************

📎 По возможности, перешлите ссылку на данную статью своим близким и знакомым.

С уважением, Наталия,

автор канала "Путь к осознанной вере"

🔮 Телеграмм-канал «Путь к осознанной вере»: https://t.me/+XI5jvv_2ivc0MGMy

*****************************************

СТАТЬИ-ИНСТРУКЦИИ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ДАННУЮ ТЕМУ

📚 Как прекратить реагировать на атаки ума, панику, страхи, тревоги?

📚 Кто вы в астральном треугольнике: жертва - агрессор - спаситель?

📚 Что значит разотождествить душу с умом?

📚 Как найти выход из неприятной ситуации? Через наддуальность!

📚 Коварная энергия гордыни

📚 Что значит полюбить себя, как образ Божий?

📚 Закон баланса или равновесия. Как достичь гармонии?

📚 Простыми словами о смысле исповеди (1)

📚 Как справиться с обидой? Стоит ли прощать?

📚 Почему мы не признаём наличие обид? (+Алгоритм глубинного покаяния)