В данной статье мы подробнее разберем каждую роль Треугольника состояний, которые мы начали рассматривать в предыдущей публикации.
📚 Треугольник состояний: Ребёнок - Родитель - Взрослый (1)
Итак, все мы ежедневно и ежеминутно пребываем в эго-состояниях Ребёнка, Родителя и Взрослого.
✅️ Каждый из нас несёт в себе черты маленького мальчика или маленькой девочки. Все мы порой чувствуем, мыслим, действуем, говорим и реагируем точно так же, как это делали в детстве. Это эго-состояние называется «Ребёнок». Оно только напоминает реакции и поведение ребёнка двух-пяти лет. Его нельзя считать ребяческим или незрелым. Ум вибрирует, скачет: мысли, чувства и переживания из детского возраста снова и снова проигрываются. Детская позиция - это потеря ресурса.
➡️ «Ребёнок» в нас — это:
• естественные детские стремления к игре и озорству
• тяга к творчеству и креативу
• ориентация на свои желания, интересы и потребности в первую очередь
• позиция «хочу – не хочу», капризы
• спонтанные проявления, мгновенные простые реакции, отсутствие самоконтроля (ребенок не умеет продумывать и контролировать свое поведение, строить сложные поведенческие стратегии)
• искренняя радость жизни, беззаботность, легкость, эмоциональность
• склонность к страхам, обидам, просьбам о помощи другим людям
При этом в эго-состоянии Ребенка есть 3 части:
🔻 Свободный Ребенок – самая легкая, спонтанная, радостная, творческая часть человека. Она на все реагирует с любопытством и непосредственностью, может придумывать нестандартные решения, живет в игре.
Мы находимся в этом состоянии, когда:
• занимаемся любимым делом или творчеством
• принимаем спонтанные решения, которые подсказывает нам сердце
• выражаем себя в моменте так, как хотим
• флиртуем
• дурачимся
• действуем из своих текущих импульсов и желаний
🔻 Адаптивный Ребенок – это ребенок, который слушается взрослых и боится им не соответствовать их ожиданиям и представлениям.
Мы проявляем эту часть, когда:
• подстраиваемся под окружающих
• угождаеми и льстим
• желаем заслужить похвалу и избежать чьего-то недовольства
• перекладываем ответственность
• избегаем проявления инициативы
• чувствуем подавленность и неуверенность в себе
🔻 Бунтующий Ребенок – это ребенок, который вместо послушания бунтует и сопротивляется.
Мы проявляем эту часть, когда:
• спорим, возражаем, не соглашаемся
• демонстрируем упрямство
• злимся
• открыто или незаметно (через саботаж) сопротивляемся установленным правилам
✅️ Состояние «Родитель» ведёт свое происхождение от родительских образцов поведения. В этом состоянии человек чувствует, думает, действует, говорит и реагирует точно так же, как это делали его родители, когда он был ребёнком. Он копирует поведение своих родителей. И тут надо учитывать два Родительских компонента: один — ведущий происхождение от рода отца, другой — от матери. Состояние Я-Родитель может активизироваться при воспитании собственных детей. Даже если оно не выглядит активным, то чаще всего влияет на поведение человека.
Родителя часто путают со Взрослым. Но если Взрослый – это всегда трезвое и спокойное состояние, то Родитель – это проекция поведения наших собственных Родителей (или других значимых взрослых), их поведенческие стратегии, которые мы неосознанно заимствуем.
Так, многие из нас чувствуют, что в нашей голове всё ещё звучит назидательный голос мамы/папы/бабушки/учителя. Этот голос может призывать к совести, наставлять, делать ехидные замечания, критиковать (наш внутренний критик часто «растёт» отсюда) или требовать от нас определённого поведения.
А вот если у нас были хорошие отношения со значимыми взрослыми в детстве, то мы можем чувствовать, как нас до сих пор греют и поддерживают когда-то сказанные слова и проявленные положительные эмоции.
Мы можем играть роль Родителя по отношению к самому себе или к окружающим людям. Речь о позиции старшего, лидера.
При этом Родитель может быть:
🔻 Заботливым Родителем – умеющим поддержать, дающим тепло, сочувствие или ободрение.
Мы находимся в этом состоянии, когда:
• защищаем других
• опекаем или заботимся
• даём поддержку или ободрение
• помогаем ближним из позиции «старшего»
🔻 Критикующим (контролирующим) Родителем:
• указываем другим, как им жить
• поучаем и наставляем
• желаем, чтобы всё делалось так, как мы считаем правильным
• критикуем других (или себя) за отличающееся от этого поведение
✅️ Состояние Взрослого-Я. Мы объективно оцениваем то, что с нами происходит, рассчитывая возможности и вероятности на основе прошлого опыта.
В позиции Взрослого мы пребываем в состоянии «здесь и сейчас», адекватно оцениваем свои действия и поступки, полностью отдаём себе в них отчёт и берём на себя ответственность за всё, что делаем.
«Взрослый» в нас – это:
• отказ от дуального мышления
• трезвая наддуальная оценка ситуации и своих возможностей
• готовность действовать в случае необходимости
• хорошая приспособленность к реальности
• высокий уровень организации
• продуманные рациональные действия
• логическое, но при этом гибкое мышление
• отсутствие лишних эмоций и эмоциональных качелей
• пребывание в состоянии баланса,
• контроль ума
• жизнь в моменте «здесь и сейчас»
• позиция наблюдателя
• пребывание на уровне ментального или духовного треугольника отношений
• Фокус внимания всегда направлен на решения задач.
• Реальная помощь оказывается точечно, по запросу, без ожидания результата и благодарности в ответ
• не причиняется добро ближним, не решаются за человека кармические задачи.
Ещё он хорошо понимает, что помочь можно только тому, кто САМ что-то делает.
• духовный стержень, как внутренняя опорность,
• способность к состраданию, милосердию и эмпатии
• отсутствие синдрома отложенной жизни
• способный вдохновлять на свершение (или бездействие) других людей
• выполнение инструкторских функций
(задаём вектор движения, показываем надёжное духовное направление, ориентируем, побуждаем к активным созидательным действиям)
Мы находимся в этой позиции, когда:
• реализуем и проявляем себя, служим Богу через помощь людям,
- работаем и зарабатываем,
• строим и продумываем планы, опираясь на трезвую оценку фактов и свои реальные возможности
• общаемся с окружающими на равных
• стремимся найти оптимальное (для себя и окружающих) решение
• чувствуем себя спокойно и уверенно
• никому ничего не доказываем, а действуем только из своих целей
Эта позиция не «растёт» из нашего детства, а также не повторяет поведение наших собственных родителей. Это – то, что нам нужно самостоятельно взрастить и применять.
➡️ Важно осознавать, в каком состоянии мы находимся сейчас. И этого достаточно, чтобы взять контроль над собой.
❓️ Друзья, а какие состояния характерны для Вас? Напишите о них в комментариях.
🔻 Взрослая, духовно цельная личность описана в статье:
📚 Кто вы в астральном треугольнике: жертва - агрессор - спаситель?
Следующая статья будет посвящена тому, как Ребёнок, Родитель и Взрослый проявляются в общении.
Продолжение следует...
*****************************************
📎 По возможности, перешлите ссылку на данную статью своим близким и знакомым.
С уважением, Наталия,
автор канала "Путь к осознанной вере"
🔮 Телеграмм-канал «Путь к осознанной вере»: https://t.me/+XI5jvv_2ivc0MGMy
*****************************************
СТАТЬИ-ИНСТРУКЦИИ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ДАННУЮ ТЕМУ
📚 Как прекратить реагировать на атаки ума, панику, страхи, тревоги?
📚 Кто вы в астральном треугольнике: жертва - агрессор - спаситель?
📚 Что значит разотождествить душу с умом?
📚 Как найти выход из неприятной ситуации? Через наддуальность!
📚 Что значит полюбить себя, как образ Божий?
📚 Закон баланса или равновесия. Как достичь гармонии?
📚 Простыми словами о смысле исповеди (1)
📚 Как справиться с обидой? Стоит ли прощать?
📚 Почему мы не признаём наличие обид? (+Алгоритм глубинного покаяния)