У «Формулы-1» очень интересная история, особенно в том что касается безопасности. Мало кто вообразит, будто доведение человека и машины до абсолютного предела их возможностей — безопасная затея, однако само возникновение гонок демонстрирует шокирующее невежество в вопросах сохранения здоровья с нашей современной точки зрения. И хотя нынешние правила безопасности регулируют практически все мыслимые аспекты соревнований, мы продолжаем уделять пристальное внимание усилиям автоспортивного сообщества, направленные на снижение риска для водителей, в особенности когда речь заходит о травмах головы.
Ранние автомобильные заезды проходили на скорости, близкой к скачкам, и многие люди считали риски получить травму относительно низкими. По мере возрастания темпа необходимость в более надёжной экипировке для пилотов становилась всё очевиднее. Защитные шлемы пришли из мира мотоциклов, и спустя короткий промежуток времени головы автогонщиков тоже начали покрываться жёсткими «доспехами». Поговорим о пяти важных шагах в истории шлемов «Формулы-1», которые упоминаются в этом великолепном документальном фильме ↓
(напоминание для тех, кто не знает английский: с недавних пор Ютубчик позволяет включать субтитры с автоматическим переводом на русский язык)
1. Первое применение
Первые шлемы представляли собой несколько слоёв холста, покрытых шеллаком. Поскольку под твёрдой оболочкой не было существенной прослойки для поглощения ударов, эти ранние разработки обеспечивали крайне низкую степень защиты; любые серьёзные удары по-прежнему приходились на голову владельца. Лучше, чем ничего. Однако по сравнению с более распространённой кепкой из ткани, предпочитаемой большинством водителей, шлем казался неудобным и громоздким.
2. Всеобщее признание
Даже когда гонки возобновились после Второй мировой войны, шлемы по-прежнему не являлись обязательными для пилотов. Многие надевали их, но исключительно по собственному желанию. Лишь в 1952 году шлем стал обязательным атрибутом в экировке пилотов «Формулы-1». К началу пятидесятых годов технологии совершили значительный рывок; отныне «вёдра» для мозгов лучше поглощали удары и были в той или иной степени позаимствованы из мира игры в поло. Поскольку шлемы по-прежнему не закрывали лицо, большинство пилотов носили защитные очки, чтобы уберечь глаза от грязи.
3. Bell 500TX
Bell стала первой коммерческой компанией, выпустившей на рынок шлем, который прошёл сертификацию безопасности SNELL. Данный сертификат был назван в честь Уильяма Пита Снелла, погибшего в результате несчастного случая — многие тогда считали, что он вполне мог выжить. Bell 500TX стал первым шлемом, преодолевшим установленный критерий по поглощению ударов. Даже сегодня при покупке шлемов для автоспорта следует обращать внимание на сертификацию SNELL.
4. Переход к защите лица
Все шлемы были открытыми до 1968 года, пока в лицо Дэну Герни — пилоту ростом выше среднего — не прилетели обломки, валявшиеся на гоночном треке. Он начал сотрудничать с Bell, чтобы спроектировать шлем с защитой для лица. Большая часть гонщиков того времени беспокоилась о скоплении влаги на внутренней стороне щитка в ходе дождливых заездов, не говоря уже об отсутствии конционера в жаркую погоду. К счастью, доводы в пользу повышения безопасности перевесили неудобства конструкции, и шлемы, закрывающие лицо целиком, стали безальтернативными на стартовой решетке.
5. Углепластик вошёл в чат
Помимо ударов по голове посторонними предметами, наибольшую угрозу для жизни водителя представляет перегрузка, возникающая при ударе о неподвижный предмет. Дополнительная масса шлема экспоненциально увеличивает нагрузку на шею пилота, не позволяя разработчикам попросту сделать его объёмнее. В 2001 году FIA (руководящий орган, отвечающий за безопасность «Формулы-1») установил предельный вес для защитного шлема — 1,25 килограмма, фактически потребовав использовать только углеродное волокно. Уменьшение веса помогло снизить риск возникновения переломов шеи, а устройство под названием HANS, прикрепляющее шлем к специальному воротнику на плечах водителя, ещё больше снизило вероятность опасного движения головы.
Сегодня HANS и полнолицевой шлем — это стандарт для гонщиков-любителей и поклонников трек-дней. Кажется невероятным, что относительно недавно самые быстрые в мире пилоты носили хлопчатобумажные кепки и военные очки (могли бы потратиться хотя бы на фольгу — такие головные уборы ещё и от происков инопланетян защищают). История появления и развития защитного шлема является ярким напоминанием о том, как далеко продвинулись технологии, позволяющие водителям использовать свой потенциал на полную катушку.
Источник: Kyle Smith / Hagerty
Что скажете, друзья? Приходилось ли вам испытать на себе пользу защитного шлема?
Кстати, на одной из фотографий — бразильский автогонщик Фелипе Масса после того, как во время квалификации на Гран При Венгрии ему в голову прилетела деталь, отлетевшая от другой машины. Страшно подумать, что могло произойти, будь на нём какая-нибудь тканевая шапка…