Да, лично я против электромобилей, поэтому пишу данную статью. Может быть те, которые продвигают электромобили (ЭМ), призадумаются хоть немного и приостановят производство, пока не будут решены проблемы, о которых речь ниже. После прочтения моего соображения, думаю, отряд мечтающих о чистом воздухе в городах несколько поредеет. Хотя в мечтах это так и останется, а мест с чистой природой поубавится.
Об утилизации того, из чего состоит ЭМ всего два слова: не решается! Утилизация автомобилей (АМ) хоть как-то решена, но утилизация ЭМ не решена и не решается совсем. Это очень большой довод не в пользу ЭМ. Вот погоня за прибылью многим застилает глаза. И вообще, вся эта зеленая энергетика пока утопия.
Представь, уважаемый читатель, решен вопрос с зарядкой электромобилей (тоже пока большой вопрос), и все автомобили исчезли, остались только электромобили. Вместо привычных автозаправочных станций (АЗС), где заправлялись АМ, появились автоматические зарядные станции (тоже АЗС), но для зарядки ЭМ. Как-то не очень хорошо выглядит АЗС и АЗС, поэтому автоматические зарядные станции я переименую в автоматические зарядные электростанции (АЗЭС), может и не совсем правильно, но в рамках данной статьи, чтобы не путать, пойдет, ведь это не особо критично. Когда были АЗС с топливом, его, топливо, доставляли тем же автотранспортом цистернами по тем же дорогам, по которым передвигался весь автотранспорт. Но с АЗЭС дела обстоят несколько сложнее, цистернами электричество не подвезешь. Придется к каждой АЗЭС притащить линию, а может даже с трансформаторной подстанцией.
Станет острым вопрос о транспортировании электроэнергии. То есть придется очень много тянуть линий, добавлять трансформаторы в существующие трансформаторные подстанции (ТП), строить новые и реконструировать ТП. Появится желание снизить строительные нормы и нормы безопасности на строительство и эксплуатацию линий электропередачи (ЛЭП), ТП и другого электрооборудования. И это, снижение норм, будет сделано.
Конечно, можно зарядные станции ставить во дворах домов, и пока этого сделать нельзя без согласия собственников многоквартирных домов. Но Минстрой уже предлагает дать управляющим компаниям право оборудовать паркинги и придомовые территории зарядками без согласия жильцов и обращения в энергоснабжающие организации (РСО). По задумке авторов предложения, это позволит увеличить популярность электромобилей в стране. То есть уже есть попытки обойти мнения и пожелания людей. И это пока лишь попытка, но скоро продавят закон, и появятся зарядки внутри каждого двора, да не одна.
Мы договорились, что АМ нет, остались только ЭМ, значит все, у кого был АМ, имеет ЭМ, а это, в свою очередь значит, что каждый будет заряжать свой ЭМ, т.е. каждому потребуется зарядка. Во дворах появится много ЭМ, что люди за место, такое бывает часто, могут подраться, а тут еще из-за зарядки. Может и не все сразу, но, думаю, процентов 70-80 захотят держат ЭМ на подзарядке. Лично я бы так и делал, особенно зимой, а я живу там, где медведи срать боятся, когда, кроме заряженного аккумулятора, необходимо тепло в салоне ЭМ. Кто-то вытащит свое зарядное устройство и подключит его через брошенный из форточки удлинитель. В Сибири вопрос теплого салона очень актуален. В связи с этим к каждому ЭМ потянется кабель от зарядки с опасным для жизни напряжением. Нередки случаи, когда в баке по рассеянности оставляют пистолет. В случае с зарядкой тоже появится проблема оторванной розетки. Конечно, сработает защита при коротком замыкании (КЗ), но вспышки от искры не избежать, а возможен и удар электротоком. Не думаю, что убьет, защита сработает, но неприятно будет точно.
Кстати, появится проблема, что зарядный кабель со временем надо будет менять. Хорошо, что, если это на АЗЭС. Компании, обслуживающие эти станции заинтересованы в исправном оборудовании, но во дворах обяжут следить за зарядками управляющие компании (УК) или товарищества собственников жилья (ТСЖ). Дела в ТСЖ не так уж гладкие, но УК не хотят обслуживать рваные трубы и сгнившую канализацию, а тут еще зарядные устройства. Безусловно, для обслуживания зарядных станций во дворах появятся специальные сервисные компании, которые будут наняты УК или ТСЖ за счет ВСЕХ собственников жилья, независимо от того, есть у тебя ЭМ или нет (не у всех же есть сейчас АМ). Тупо включат в коммунальные платежи.
А как обстоят дела с оплатой за электроэнергию? В связи с ростом расхода электроэнергии появится соблазн увеличить стоимость за 1 кВт×ч, что очень быстро будет сделано. Стоимость уже не будет 5 руб. за 1 кВт×ч, скорее всего, поднимется, думаю, до тех же 50 руб. за 1 кВт×ч, как за 1 литр бензина сейчас (на дворе 2023 год). Причем это опять же коснется ВСЕХ, независимо от того, есть у тебя ЭМ или нет. Спрос порождает предложение.
Что-то я отвлекся от глобального. Итак, увеличилось строительство линий электропередачи (ЛЭП) и трансформаторных подстанций (ТП). На транспорте электроэнергии много потерь. Посчитаем буквально на пальцах только транспорт на 100-120 км: вырабатываем электроэнергию – трансформация 2 % пусть будет до 110 кВ – потери 5 % в линии 110 кВ – трансформация 2 % до 10 кВ – потери 5 % в линии 10 кВ – трансформация 2 % до 0,4 кВ – потери 5 % в линии 0,4 кВ. Итого: 2+5+2+5+2+5=21 %, и думаю, что все 30 %, это как пример того, что мой город получает электроэнергию от ГРЭС, которая находится более, чем 500 км. А со снижением требований к качеству электроэнергии, а это произойдет обязательно, как с продавленным законом размещать зарядные устройства во дворах, потери составят где-то 40 %. Все эти потери не в пользу ЭМ. Конечно, КПД автомобиля 15-20 %, но и КПД электромобиля 60-70 %. А с потерями на транспорте электроэнергии этот КПД у ЭМ еще снизится, т.е. составит 20-30 %. Не уж-то лишних 10 % в КПД дороже того, что теряется? Это сейчас КПД кажется высоким, а когда останутся одни ЭМ, то КПД, в глобальном смысле, снизится до уровня АМ.
И вот уже привычные тихие дворовые ТП не тянут, значит надо увеличивать их мощность. Строить в тесных дворах ТП большего размера не очень эффективно из-за тихих трансформаторов. Значит будет принято решение строить ТП с принудительным охлаждением трансформаторов, не факт, но может появится такая неприятность. Кто мечтал о тишине? Можете забыть. Районные сети со своими ТП не останутся в стороне, им тоже потребуется увеличение своих мощностей. Из-за транспорта электроэнергии все электростанции будут строиться как можно ближе к потребителям, т.е. ближе к крупным городам. Сейчас, и это пока, электростанции располагаются худо или бедно как можно дальше, чтобы не шуметь (шум от генераторов такой, что в машинном отделении работают глухонемые).
А кто сказал, что трансформаторы в ТП не загрязняют окружающую среду? Еще как. Благо, что служат они большой период, но бывает такое, что выводить трансформатор в ремонт просто необходимо. Бывает, что масло перегревается и вытекает. И куда вытекает? Правильно, на землю под подстанцию. Случаи редкие, но бывают. Кстати, число трансформаторных подстанций сильно увеличится, ведь надо питать АЗЭС, значит увеличится число аварий. Также увеличится число линий электропередачи.
Потребление ресурсов для выработки электроэнергии возрастет, т.е. в топку электростанций будет брошено больше топлива. Т.к. придется, кроме выработки электроэнергии для промышленности и быта, вырабатывать электроэнергию для ЭМ. К тому же придется компенсировать потери при транспортировке той же выработкой, т.е. выработкой дополнительной электроэнергии. Всё перекрыть относительно «зеленой» электроэнергией не получится. Все электростанции, что не сжигают топливо, будем считать относительно «зелеными». Но есть такие места, где подобные электростанции построить не реально. Возьмем местность как Западная Сибирь, которая к тому же заболоченная, где нельзя построить ни одной «зеленой» электростанции: две равнинные реки, уже не построишь ГЭС; эти реки полноводные один раз в год не более 2 недель и замерзают зимой, т.е. для АЭС мало воды; роза ветров 360°, значит нет возможности для работы ветряных электростанций; зимние ночи короткие, а морозы жестокие, что отрицательно сказывается на панелях солнечных электростанций, собственно, для трех больших городов Западной Сибири солнечная электростанция должна быть очень огромной. Остается только сжигать газ или другое топливо для выработки электроэнергии, потребление последней, повторюсь, возрастет.
Сейчас, пока ЭМ очень мало, еще не существует вторичного рынка электромобилей. Но он, рынок, появится. Также появится множество ремонтных мастерских от самых крутых, в которых законный отъем денег у населения в порядке вещей, до гаражных, в которых некий мастера с очень сомнительной квалификацией будут ремонтировать ЭМ. А кто-то и сам полезет, чтобы поправить какой-нибудь отвалившийся проводок. В ЭМ присутствует опасное для жизни напряжение. Если доступ к электрооборудованию в домах или на предприятиях хоть как-то ограничен, то вмешиваться в оборудование ЭМ самостоятельно никто и никаким местом не запретит. Появляется увеличенный риск поражения электротоком, а значит увеличится число жертв.
АМ по сравнению с ЭМ пушинка. Появится множество аварий и катастроф, где тяжелые ЭМ будут биться сильнее, а шанс выжить снизится в разы. К тому же при столкновении останется риск поражения электрическим током. Еще замкнутая батарея может вызвать пожар в электромобиле. Старая проводка (это ко вторичному рынку ЭМ) и достаточно повышенное напряжение повысит угрозу возникновения пожара в ЭМ. Никуда не денешься от разболтавшихся контактов, которые будут нагреваться до возникновения открытого пламени, которое воспламенит пластик электромобиля.
Здесь сугубо мое мнение: автомобиль – это какая-никакая, но свобода. Во всяком случае ощущение свободы от возможного путешествия, что не скажешь об электромобиле, который привязан к проводам, хоть не так, как троллейбус, просто поводок чуть длиннее. Кстати, с собой канистру электроэнергии не прихватишь, чтобы поехать на рыбалку или охоту.
Цепочка для ЭМ: сжигаем топливо – получаем энергию – транспортируем – потребляем энергию – получаем движение. Цепочка АМ: сжигаем топливо – получаем движение. Видно, что цепочка до получения результата у АМ значительно короче.
Статья выше – это мое мнение, которое призывает не голосовать всеми руками за электромобили, а подумать, готовы ли мы к проблемам, которые я постарался донести. Ослепшие от вида золотого тельца все равно будут продвигать эту игрушку. Считаю, что уже сейчас нужно решать проблемы, описанные выше, а не по мере их поступления.
Поберегите свои тапочки, чтобы швырять их в мою сторону. А писак, которые захотят написать, типа, «афтар выпий йаду» попрошу не мучить клавиатуру. Если уж собираетесь что-то написать, то основательно и убедительно, возможно, я изменю свое отношение к электромобилю, ибо, как говаривал давно покинувший сей мир старина Черчилль: «Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения.»