В народной жизни скифов, алан, осетин важную роль занимало скотоводство. Раньше домашние животные фигурировали всюду: они заменяли деньги при купле-продажи, ими оплачивали выкуп невесты и пр.
Крупный рогатый скот употреблялся в качестве тягловой силы, являлся продуктом внутреннего обмена. Мелкий же скот использовался предметом внешнего обмена.
По словам Равдоникаса (советский археолог):
Самым главным предметом обмена (мелкий рогатый скот), превратившимся в товар и в конце концов даже в деньги.
За счёт овец и продуктов овцеводства скифы, аланы, осетины осуществляли обмен с различными народами. К примеру, осетины вели активный обмен с Грузией, Кабардой, Черкессией, с русскими крепостями. (Крымская Алания?)
Осетины из Имеретии (историческая область на западе Грузии) получали хлопчатобумажные и льняные ткани, ситец, посуду в обмен на бурки, домотканые сукна, войлоки, шерсть и мелкий рогатый скот. Также из Имеретии шли поставки железа. А как мы знаем, мои предки –скифы, а в дальнейшем аланы и осетины были искусными кузнецами и с этого железа мастера изготовляли надочажные цепи, лемехи для сох, косы, серпы, ножи, кинжалы и пр.
Таким образом шёл не только экономический, но и культурный обмен, где мы можем наблюдать много схожих черт в одежде и прочих артефактах различных народов. Уместно ли сейчас говорить: «Ваше, наше?»
По выражению осетин овца кормила и одевала горца. Если горцу желали иметь в своём хозяйстве много скота, то это означало самое лучшее пожелание. Даже осетины долгое время приветствовали друг друга так: «Дае фос бирае!» - «Да будет у тебя много скота!»
Народный эпос, сказания, сказки, песни, то есть мудрость народа (устное народное творчество) пропитано восхвалением скотоводов, воспеванием рогатого скота, вознесением благодарности Творцу, Великому Покровителю Фалвару и пр. (Великий Праздник Покровителя земледелия прошёл в Осетии и в других регионах)
Выращивание скота позволяло населению питаться полезными и свежими продуктами и не только мясными, но и молочными: сыр, масло, молоко, кефир, сыворотку и др.
Овцы же давали горцу нужное сырьё для одежды, то есть овца одевала с ног до головы своего хозяина. Женщины полностью обшивали горцев, поэтому женщина всегда имела уважение, почтение и благодарность в обществе мужчин. Ими шились шапки, шубы, черкески, бурки, рубашки, носки, постель – войлоки, тюфяки, одеяла, подушки и многое другое. (Аланская женщина, спасшая современный осетинский народ)
Если же обратиться к эпосу, то не сложно понять, что нарт (богатырь) – это не только воин, но и кормилец своей семьи, который занимался охотой, скотоводством и прочими ремеслами, имел уважение в обществе за счёт труда во благо своего рода, своего народа.
Равно так же, как и богатыри в русских сказках, где он не только храбрый герой, идущий на защиту Родины, перед которым трепетал сам царь, но и пахарь, пастух и искусный ремесленник. Так что, уважаемые читатели, «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Подписывайтесь здесь -> Cкифия дальше будет интереснее
А пока можно почитать это:
- Скифский праздник Реком в Осетии состоялся. Сколько же морали и нравственности?