Найти тему
Скифия

Аланская женщина, спасшая современный осетинский народ

Оглавление

Коли я в прошлой статье затронула тему исторической области – Крымской Алании. То, хочу вам поведать, что во времена нашествий Тамерлана (тюрко-монгольский завоеватель 14-15 вв.), который вел захватнические войны, разрушая всё на своём пути, основывая империю Тимуридов, прошёл и по аланской земле. (Крымская Алания?)

В тот период, когда Тимур оказался на Северном Кавказе, аланы проживали не только в горах, но и на равнине. На равнинной же местности, ещё до прихода Тамерлана, были образованы многонациональные города Золотой Орды: Верхний Джулат, Нижний Джулат, Маджар и пр., где жители принимали иную веру и обычаи. Но всё же оставалась те, кто был верен своему традиционному мировоззрению.

-2

Вступив на земли Алании, нанося сокрушительные удары по многочисленным селениям, истребляя местное население, Тамерлан столкнулся с мощным сопротивлением, которое оказали мужественные аланы, несмотря на то, что силы были неравными. Вопреки этому, воины жертвовали своими жизнями ради спасения своих семей, своего народа.

-3

Но давайте вспомним историю об аланской женщине, которая рискуя своей жизнью, пошла на то, чтобы спасти современных осетин.

bangkokbook.ru
bangkokbook.ru
…Но оказалась на счастье народа
Женщина на свете,
Сирот собрала, подобно стаду овечек,
Ночью и днем сторожит их от дикого зверя и недруга.
С плоскости – в лес, из лесу – на поляну,
В сторону Дигорского перевала повернула,
Через Цагат перешла с детьми, в Задалеске поселилась,
Плодами растений стала их кормить,
Когда выросли они, окрепли они, села основали,
Свою общую мать, Задалески Нана…

Уцелевшая женщина ходила по селам и собирала детей, оставшихся в живых. Минуя опасности, преодолевая сложный путь, она вела детей в безопасное место, уводя их высоко в горы. Женщина кормила детей всеми съедобными плодами и растениями. Сотню детей ей удалось укрыть в небольшой пещере неподалёку от Задалеска и заботиться о них, как о своих детях.

-5

Подросшие и окрепшие дети начали образовывать новые селения, а аланскую женщину, имя которой не дошло до наших дней, считали мамой (мад). В народе же её прозвали «Задалески Нана», спасительницей аланского (соврем. осетинского) народа.

-6
-7

В честь неё был построен Дом-Музей Задалески Нана. Пещера, где Нана укрыла, оберегала, растила детей является Священным местом. По указу С. Меняйло введён официальный праздник Задалески Нана, который отмечается в первую субботу августа. (Великий Праздник Покровителя земледелия прошёл в Осетии и в других регионах)

tourism.alania.gov.ru
tourism.alania.gov.ru

Ежегодно на этот праздник готовятся пироги, мясо, дзыгга (каша или запеканка, состоящая из сыра или сметаны с добавлением кукурузной или иной муки). Во время проведения праздника возносятся молитвы Всевышнему (Стыр Хуыцау), Покровителям, Спасительнице аланского народа и др.

-9
-10

Родители напоминают детям эту легендарную историю, а также повествуют о роли женщины, как о хранительнице семейного очага, мудрости и многое другое, как принято было всегда испокон веков из уст в уста, из поколения в поколение. (Скифский праздник Реком в Осетии состоялся. Сколько же морали и нравственности?)

-11

Подписывайтесь здесь -> Cкифия дальше будет интереснее

А пока можно почитать это: