Несмотря на малоземелье в Осетии во времена царизма, правительство, колонизировав этот регион, отняло у осетин 52 тыс. десятин (одна треть всей плоскостной земли). Одна часть была отдана в казну, другая же – для постройки казачьих поселений.
До революции на вопрос, сколько у горца земли, он отвечал так: «земли столько, сколько помещается под его буркой».
Большей части трудового крестьянства Осетии приходилось брать в аренду землю у крупных землевладельцев, кулаков и казачьей верхушки.
На этом фоне появились субарендаторы, которые брали землю у землевладельцев и занимались дальнейшей переарендой за определённую плату. (Великий Праздник Покровителя земледелия прошёл в Осетии и в других регионах)
В тот период появляются и различные формы эксплуатации земли для безземельных и малоземельных крестьян – «хаеццон». Например, под одним из таких видов феодальной кабалы подразумевалось следующее: крестьянин занимался обработкой земли помещика или кулака своим инвентарём, за это ему полагался незначительный кусок земли на определённый срок. (Скифский праздник Реком в Осетии состоялся. Сколько же морали и нравственности?)
Был и такой вид «хаеццон», где землевладелец мог на больший срок дать свою землю арендатору с условием того, что тот будет отдавать владельцу земли третью часть собранного урожая. (Кто восстал из мертвых, чтобы спасти народ Осетии?)
Помимо дефицита земли крестьяне в Осетии страдали от нехватки инвентаря и рабочего скота. Отсюда появляется обычай под названием «цаедис» - союз в упряжке или товарищ по быку. Человек впрягал не только быка, но и сам становился в упряжку для совместной обработки земли, уборки сена, молотьбу и пр.
Вознаграждался такой труд определёнными рабочими днями, которые отводились для обработки земельных уделов. К примеру, крестьянин с одним быком работал один день, с двумя быками – два дня.
Такое положение существовало не только в Осетии, но и в других регионах России и, возможно, было известно при царском дворе. Как мы с вами знаем, в дальнейшем происходит отмена крепостного права, падение царизма, а вот как вы думаете, отношение к трудовому населению изменилось?