Очень часто родители не знают, что делать с эмоциями ребенка. Как правило положительные эмоции, такие как радость, удивление и интерес, не вызывают трудностей у родителей. А вот эмоции грусти, злости, раздражения, обиды у ребенка вызывают у родителей желание поскорее их прекратить. И взрослые разными способами пытаются это сделать: включить мультик, угостить сладким, проигнорировать, запретить выражать эмоции и так далее. Все это бы работало, если бы не одно НО! Эти способы только внешне помогают справиться с эмоциями. Но на самом деле, в этих случаях они никуда не деваются, а продолжают жить в ребенке и по-разному на него влиять.
Самый правильный способ работы с эмоциями - это дать их прожить. Не заесть, не отвлечься на мультик, не проигнорировать, а именно прожить! Что значит прожить эмоцию? Это значит если грустно, то погрустить и поплакать, если захватила злость, то позлиться, просто выбрав экологичный способ выхода этой эмоции. Если страшно, то поговорить о страхе и найти способ справиться с ним.
Не правильно говорить "Не грусти, все пройдет. Лучше посмотри мультик", "Что ты раздул из мухи слона. Не стоит так злиться", "Не бойся собаку, она не страшная". В этот момент ребенок на самом деле слышит следующее "Не чувствуй" или "То, что ты чувствуешь не правда, не важно или это не хорошо" и так далее.
Эмоция, особенно сильная, это форма психической энергии, которая должна куда-то деться. Эта энергия может выйти через слезы во время грусти, через активные действия во время злости, через разговоры во время обсуждения страхов. А если ребенок не прожил эмоцию и энергия не вышла, то она начинает копиться и искать "запасной выход".
"Запасной выход" для эмоций. Какой он?
Не прожитая эмоция никуда не уходит. Она отправляется в "копилочку" не выраженных эмоций и там сидит. Есть разные способы, как могут выходить накопившиеся эмоции.
Один из таких запасных выходов накопленных эмоций - это агрессия. Агрессия может быть направлена на других, а может быть направлена на самого себя.
Если агрессия направлена на других, то ребенок будет драться, кусаться или ругаться с детьми и взрослыми. Если агрессия направлена на себя, то ребенок будет ругать себя, а иногда и делать себе больно, чтобы переключить внимание с душевной боли на физическую.
Еще один выход накопившихся эмоций - это психосоматическое состояние. Когда ребенок не может выразить эмоции через коммуникацию, за него это сделает тело.
Например, не прожитая обида может копиться в горле. В какой-то момент ее там станет много и скопившаяся психическая энергия нарушит кровообращение в этом органе. Далее, как вариант развития событий, там может появиться чувство "комка в горле" или ларингит.
Иногда ребенок старается сдерживать выход не прожитых эмоций, не позволяя себе болеть и проявлять агрессию. В этом случае, для сдерживания эмоций он тратит часть своей нервной энергии и может быть, например, пассивным.
Представьте, что на день ребенку "выдается" 100% нервной энергии. Большая ее часть уходит на обслуживание организма, на поддержание в рабочем состоянии всех органов и систем. Еще одна часть уходит на обслуживание психических процессов, и остальная часть на деятельность ребенка. Но так как нужно еще сдерживать не прожитые эмоции, то приходится из какой-то части забирать энергию. А ведь она могла бы быть направлена на что-то созидательное, на развитие ребенка.
Как правильно помочь ребенку прожить эмоции
Первое, что нужно сделать, это принять эмоции ребенка. Любые, как положительные, так и отрицательные. Эмоции - это большая "часть" ребенка. Поэтому не принимать его эмоции, значит не принимать большую часть ребенка.
Принять, значит не поругать за них, не оценить их и не запретить ребенку испытывать эмоции.
Второе, что нужно сделать, это назвать эмоцию, которую испытывает ребенок. Наша психика устроена таким образом, что когда что-то неизвестное получает название, нам становится легче. Ребенка, у которого эмоциональный интеллект еще только развивается, пугает состояние, которое с ним случается и он не понимает что это такое и нормально ли это.
Но как только ребенок слышит от взрослых название своего состояния: "грусть", "гнев", "обида" и так далее, ему становится легче. И если к этому добавить фразу "это нормально", "со всеми это бывает" или "со мной тоже это случается" это принесет ребенку еще большее облегчение. "Я вижу, что ты грустишь и это нормально" - такого рода фразы помогают ребенку войти в контакт с собой и своим состоянием.
Третий шаг - это помочь ребенку прожить эмоцию экологичным способом. Если грустно, предложить поплакать вместе с ним, вместо того, чтобы пытаться веселить ребенка в этот момент. Когда злится, предложить разные способы выхода этой эмоции. Кстати, в злости очень много энергии, которую можно направить на полезную активность. С эмоцией страха можно предложить ребенку поговорить или нарисовать его.
Главное дать ребенку погрузиться в эмоцию, прожить ее. Не стоит думать, что ребенок так и останется грустным, злым или пугливым. Он гораздо быстрее проживет эмоцию, когда для этого будут созданы все условия. А самое главное, что он проживет ее без последствий, энергия эмоции будет проработана.
Как правило, когда ребенку полегчает, он может сам предложить решение проблемы, которая вызвала эту эмоцию. Задайте ребенку вопрос "Что ты думаешь теперь с этим делать?". Вы удивитесь, насколько дети сообразительны и способны сами придумывать решения своих проблем. А когда энергия эмоции уйдет и ребенок придумает решение своей проблемы, он будет рад посмотреть мультик, покушать сладкое и заняться любым делом, которые предложат его мудрые родители.
Максимально подробно эту тему я раскрываю на бесплатном марафоне по эмоциональному интеллекту, который провожу в Телеграм. Минимум теории и максимум практики, после которой ваши взаимоотношения с ребенком станут гораздо лучше. До встречи https://t.me/utkinaschool.