Найти тему
Суаре у Клио .

Quod licet Iovi, non licet bovi или не всё всем дозволено

Начала я писать заголовок на латыни потому, что хочу поделиться воспоминаниями об одном курьёзном случае на семинаре по философии. Сами понимаете, философия без латыни как бургер без котлеты. Невозможна!

С годами я пришла к крамольному выводу- да и не убьют меня летящие после моего признания в меня тапки недовольных . Философия- один из способов казаться умным и занятым делом любому, кто не хочет работать, а умеет только ссылаться на мнение давно живших людей .Тех, что как в песне Д. Тухманова о вагантах, написали тома для библиотеки.

Философ- как возвышенно звучит, как выделяет тебя эта профессия из ряда более заурядных профессий, как поднимает в глазах обывателей! А суть её- просто хорошо знать содержание работ таких же как и ты лодырей, но только не хотевших работать несколько веков назад и занимавшимися размышлениями, полностью пустыми, например, что появилось первым- яйцо или курица?

Нет, совсем без философии нельзя. Надо знать, понимать. как , зачем и почему именно таким образом люди рассуждали о жизни.Но иметь целую армию философов, протирающих пять лет штаны на университетских скамьях и потом всю жизнь разводящих демагогии- это перебор. Это не выгодно ни экономически , ни морально.

Вот к таким выводам я пришла на середине седьмого десятка. А ведь было время, когда я молодая студенточка факультета истории и английской филологии была беспамяти влюблена в в эту загадочную для всех науку - философию.

Боже! как мне было интересно читать труды Эпикура, Софокла , Аристотеля, Аврелия, Лукреция и иже с ними ! В то время, когда мои подруги гоняли с одного танцпола на другой, я , шестнадцатилетняя идиотка, помешанная на науке, не выходила из библиотек с открытия и до закрытия.

Видя у меня неистребимый зуд к получению философский знаний, мой отец поступил радикально- он подарил мне Философский словарь. Это было событие! Для подготовки к семинарам по философии без него было не обойтись. На 112 студентов нашего факультета , изучавших это самый, по выражению преподавателя, главный для образованного человека предмет, было закреплено 4 экземпляра.Купить тогда подобную литературу в глухом Смоленске было нереально. Но мой папа- волшебник! Он работал на Центральной базе Облпотребсоюза и мог купить хоть Луну и звёзды с неба.

Когда я готовилась к семинарам, я пыталась прочитать как можно больше предлагаемого преподавателем списка литературы. Я что-то выписывала, заучивала. С первого семинара тянула руку, дополняла, расширяла, приводила противоположные точки зрения на проблему и этим влюбила в себя нашего старенького семидесятилетнего преподавателя, профессора Дмитрия Максимовиче Горбачёва.

Добродушный был преподаватель! Любил пожаловаться на дочку, которая вместо философии выбрала профессией историю и на кафедре истории СССР защитила кандидатскую.

Говорил, что дочка называет его старым дураком за любовь к стихам и тут же из кармана пиджака доставал потёртый черный блокнот и читал понравившийся ему стих. Часто вспоминал о войне и рассказывал смешно о случаях с ним и сослуживцами на фронте. Но предмет вёл интересно, увлекательно, спрашивал строго. Пятёрку из семинара в семинар ставил только мне, видя мою свихнутость на философии. И не было вопроса, но который бы я не отвечала.

Тогда он удовлетворённо ударял ладошку об ладошку, а росточка он был крохотного, подпрыгивал и улыбался. Худенький, сухенький, напоминавший воробышка в неснимаемом синем бостоновом костюме, он весь аж светиться начинал от моих правильных ответов.

_ Ай, молодца, девочка Макарова! Ай, умничка у нас Ивачешка! Светлая головушка!

Вот это прозвище "светлая головушка " прилипло ко мне на все пять лет обучения в университете.

Итак, завтра семинар. Я только что пришла из вуза домой. И в это время в свой обеденный перерыв приезжает домой отец и с улыбкой во весь рот шлёпает передо мной черную толстую книгу , а на ней тиснением-

"Философский словарь "! Учи, доча , дома, не протирай стулья по библиотекам.

Словарь , как гурман десерт , я оставила на самый конец подготовки к занятиям на завтра. На часах - 11 вечера. Я , счастливая, открываю словарь и начинаю читать.

Аспект

Атанасия

Атман

Афазия

Ахинса

И так далее.Проснулась я от того, что папа нёс меня на руках в кровать.

- Зачиталась совсем! Четвёртый час, а ты над книжкой заснула. Поспи хоть оставшиеся три часа по- человечески.

Войдя в аудиторию я села а свою парту и гордо положила на край новый философский словарь.

Кого-то спросили по вопросу , но ответа не было. Потом ещё кого-то - ответа нет. И тут Дмитрий Максимович начинает спрашивать всех по алфавиту. Я сижу как травленая моль с недосыпа, ничего не слышу, не вижу и, вдруг как гром среди ясного неба-

- Отвечать будет девочка Макарова!

Мама дорогая! Что отвечать?! О чём говорить, если я фамилия-то свою услышала с трудом, как будто сквозь ватное одеяло.

А надо сказать, что природа наказала меня фотографической памятью и странным даром: пока я не выдам полученную информацию из себя , не солью её на кого-то, она четко сидит у меня в голове, аж голову разрывает.

Я вскакиваю. От страха грядущего позора впадаю в состояние, когда не вижу ничего и не слышу ничего , но на чувстве самосохранения инстинктивно пытаюсь спастись и барахтаюсь.

Через какое-то время душа как будто возвратилось в тело. Я как бы со стороны увидела себя, стоящей по струнке за партой, прижимающей к груди треклятый словарь и бодро, как детсадовец стих, рассказывающая определения. На первом слове на букву "В "- Валентинов, осознав, что я просто пересказываю термины по главам словаря , я пришла в себя и резко замолчала.

Позор! Сейчас мне влепят " 2 " и прощай моя мечта стать философом.В ужасе я окаменела аки соляной столб.

Напротив меня стоял профессор тоже в состоянии лёгкой окаменелости и опупения. В аудитории повисла невообразимо - острая тишина. Слышно было, как проснувшаяся от весенних солнечных лучей муха очень громко и противно зудит и бьётся в стекло.

Через несколько секунд оцепенение спало. Сначала с профессор.

-И молодец , девочка Макарова! И светлая ты наша головушка! Учитесь: человек говорит непонятно- значит, человек говорит научно! А вы говорите понятно- значит, научным языком не владеете и предмета не знаете. Садись, пять!

Что позволено Юпитеру , то не позволено быку. А если бы я не была его любимой студенткой, позволили бы мне нести чушь не по теме в виде определений из словаря и при этом похвалив и поставив пятёрку?!

Вся моя жизнь подтвердила верность только одного- единственного принципа философии и он- перед вами.

фото из открытого для бесплатного копирования в интернете без нарушения авторских прав сайта m. fuii. hohmodrom. ru
фото из открытого для бесплатного копирования в интернете без нарушения авторских прав сайта m. fuii. hohmodrom. ru