Найти тему
Hyundai XTeer

Законное право знать: изучаем этикетку моторного масла, чтобы быть уверенными в его легальном происхождении

Оглавление

В прошлой статье на нашем канале мы коснулись темы обязательной маркировки моторных масел как теоретически рабочего метода борьбы с подделками данных товаров в пределах нашей страны. Выяснилось, что на практике введение такой меры крупным производителям и импортёрам не очень выгодно. Так обстоят дела на сегодняшний день, когда основная часть контрафакта – это подделки масел зарубежных брендов, которые сейчас в России, по факту, никто официально не представляет.

Что же делать конечным потребителям в ситуации, когда строгого контроля за подделками и прочей нелегальщиной на рынке смазочных материалов ни с чьей стороны нет? Рассказываем, на что следует обращать внимание и на какую информацию опираться при покупке масла обычному покупателю, чтобы не оказаться в неприятной ситуации.

Знак соответствия

Если товар упакован верно и его производитель позаботился о том, чтобы донести до покупателей всю необходимую и требующуюся по закону информацию о нём, можно с высокой долей вероятности предполагать, что продукт подлинный и качественный. Итак, какие же данные производитель обязан помещать на канистру с моторным маслом, если исходить из действующих у нас общих правил и норм?

В первую очередь, закон обязывает производителей помещать на упаковке с продукцией знак соответствия техническому регламенту (ГОСТу). Если речь про завозимый в РФ импортный товар, то на нём должен располагаться знак евразийского соответствия EAC.

Значок ЕАС часто можно встретить и на маслах российского производства.
Значок ЕАС часто можно встретить и на маслах российского производства.

Основным же документом, диктующим производителям то, что именно следует писать на этикетках автомобильных масел и технических жидкостей, в нашей стране является «ГОСТ 1510-84. Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение». Соответственно, если тот или иной продукт производится в России, то производитель сам изначально следит за правильностью наполнения этикеток. Если же продукт импортный, то адаптировать этикетку под требования ГОСТа – обязанность импортёра.

В последнем случае речь не просто о том, чтобы корректно перевести иностранную этикетку на русский язык. Задача добросовестного импортёра — именно что обработать и верно, как того требуют местные правила и нормы, преподнести потребителю информацию о товаре (находящуюся непосредственно на упаковке моторного масла в том числе). Данных, которые требует отечественный ГОСТ, на иностранной этикетке может попросту не оказаться, и тогда импортёр обязан их уточнить у производителя и добавить на дополнительную этикетку с русским текстом. На примере канистры с моторным маслом HYUNDAI XTeer мы можем видеть, как выглядит результат такой работы:

Читаем все строки внимательно!
Читаем все строки внимательно!

Проверка связи

Особое внимание стоит обратить на данные о самом импортёре. Если на этикетке их нет, либо они приведены без адреса и прочих контактных данных, это, как минимум, подозрительно. Компания, именующая себя импортёром, может оказаться обычным перекупщиком, которого качество товара заботит в последнюю очередь. И, напротив, официальные представители брендов, заинтересованные в высоком качестве реализуемой ими продукции, всегда открыты к прямому контакту с конечными потребителями.

Отсутствие удобной и быстрой обратной связи, намеренный уход того, кто называет себя импортёром, от таковой – плохой признак. В конце концов, предоставлять потребителю достоверную информацию о товарах, чтобы у того была возможность их правильного выбирать, производителей обязывает хорошо всем известный закон «О защите прав потребителей» (а именно, десятый его пункт). Прежде чем приобрести товар, покупатель имеет полное, обоснованное законом право узнать, каким путем товар прибыл в страну – официальным или же каким-то иным. И если этой информации на этикетке нет, либо заявленный на ней импортёр не выходит на связь, то это может быть вполне веским основанием вернуть товар в магазин – со ссылкой на тот же Закон о ЗПП. Однако, чтобы не пришлось вступать с продавцами в извечный спор о законных правах потребителей, лучше все же внимательно рассмотреть этикетку масла непосредственно в магазине и, в случае чего, просто вовремя отказаться от покупки.

Конечно, покупателям в этом плане могла бы помочь обязательная маркировка, которую для моторных масел всё никак не введут. Было бы куда удобнее просто отсканировать некий код и в специальном приложении прочитать о том, откуда прибыл товар, кто является его производителем, а кто – официальным уполномоченным импортёром. Однако пока это недоступно, приходится опираться на ту информацию, которая перед глазами – непосредственно на этикетке моторного масла.

Правда, есть одно важное условие: внимательно осмотреть канистру до того, как произойдёт факт покупки, можно лишь в «физическом» магазине. С онлайн-покупками, особенно на маркетплейсах, это чаще всего невыполнимо. Продавец может выгодно позиционировать себя и свой товар в сети, но это не даёт покупателю абсолютно никакой гарантии, что на руки он получит товар из официального источника и гарантированного качества.

Как вычислить среди обилия онлайн-магазинов честных продавцов и не промахнуться, покупая моторное масло на популярных маркетплейсах, вы можете прочитать здесь. А в следующей статье мы расскажем, что следует делать, если уже купленное масло вызвало у вас подозрения «задним числом» и вам нужно убедиться, не попалась ли вам подделка.