Вместо триумфа – депрессия.
Нередко женщины, боясь «отстать» в карьерном росте, отодвигают создание семьи, материнство в неопределенное будущее. При этом многие из них рискуют пропустить свою физиологическую «точку невозврата».
С. к сорока четырем годам успела сделать безоговорочно блестящую карьеру в консалтинговом бизнесе. Ключевая позиция в международной компании, востребованность, уважение, деньги, беспрецедентные привилегии. Человек явно находился на вершине карьерного успеха. Однако вместо ощущения счастья, удовлетворения, которое она ожидала испытать во время своего триумфа, неожиданно для себя С. оказалась в депрессии.
С. чувствовала внутри пустоту. Новые проекты перестали вдохновлять. Будучи всегда уверенной, решительной, С. вдруг начала ощущать какую-то смутную неуверенность в себе, и даже эпизодически испытывать панику. Стало сложно общаться с коллегами и клиентами. Ей казалось, что они воспринимают ее какой-то неадекватной.
Мои предположения о возможных недавних серьезных ошибках на работе или неудачных проектах, которые могли поколебать уверенность профессионала в себе, не нашли подтверждения. Вторая гипотеза о том, что возможно С. к этому возрасту рассчитывала достигнуть еще больших результатов, также не подтвердилась. С. объяснила мне, что всегда есть варианты для дальнейшего развития.
Оставалась последняя причина, - вероятно, то глубокое разочарование и недовольство собой, которое испытывала С., было вызвано не работой. Проблемной оказалась другая важная часть ее существования. Фиаско, которое она переживала в личной жизни, обесценивало и сводило на «нет» карьерные достижения в ее же собственных глазах.
В свои 44 года С. вдруг обнаружила себя совершенно одинокой. Ни семьи, ни любимого мужчины, ни детей. Все, что у нее было, это работа по 18 часов в сутки, практически без выходных, старые родители, которые заботились о ее быте и редкие встречи с подругами, на которые почти всегда не хватало времени. Основные воспоминания были о временах университета, о гарвардской бизнес-школе, о каких-то профессиональных конференциях и ярких проектах. Среди них затерялись несколько тусклых воспоминаний о неудачных романах.
Конечно же, С. в своих мечтах видела семью, детей, красивый уютный дом. Ей хотелось чувствовать рядом с собой сильного любящего мужчину. Но, к сожалению, все это было только ее фантазией, которую она не перевела в разряд планов. И потому у этой фантазии не было ни малейшего шанса на реализацию.
С. была человеком, который привык достигать и побеждать во всем. И она не хуже меня знала, что осуществляются только те мечты, в которые мы инвестируем много своей жизненной энергии. С. же вложила все свои силы только в карьеру. И впереди у нее действительно почти не оставалось времени, чтобы навести порядок в своей личной жизни. Несмотря на все объективные признаки карьерного успеха, внутри рушилось ее чувство собственной состоятельности как женщины. Это переживание было таким всеохватывающим и сильным, что все ее карьерные достижения начинали казаться ничтожными.
Для того, чтобы получить шанс выйти из этого кризиса, ей предстояло многое поменять в своей жизни. И начать это делать ей нужно было не откладывая.