Сейчас в служебном парке силовых структур можно встретить различные модели отечественных машин и иномарки. Но в 70-80-х годах советского периода по праву самым шикарным милицейским автомобилем считался ГАЗ-24. Эта «Волга» стала героиней самых остросюжетных фильмов, она участвовала в погонях за опасными преступниками и шпионами.
Настоящий символ правопорядка в СССР. Но были и другие обладатели этой чудесной машины, правда не в желто-синем кузове. На ней ездили представители власти, руководители и директора предприятий. Но сегодня протестируем ГАЗ-24 Госавтоинспекции СССР, реплика которой заботливо сохранилась усилиями ветеранов ГАИ.
Немного истории
Первая партия «двадцать четвертых» пришла в Московское ГАИ в 1969 году. До этого милиция передвигалась преимущественно на ГАЗ-21. Изначально машины специально для ГАИ никто не делал –это были обычные машины, которые сходили с конвейера и только потом дорабатывались.
Под капотом здесь установлен стандартный волговский двигатель 2.4 литра на 95 «лошадей» с максимальной скоростью 147 км/ч. По тем временам этого было достаточно. Чтобы поймать даже самого проворного нарушителя. Разгон до «сотни» поражает, он занимал целых 19 секунд.
Из специального оборудования можно выделить «ревун» – сирену которой оснащались все милицейские автомобили. Она шла в комплекте с мигалками. Свет включались всегда, когда автомобиль находился на задании. А сирена только тогда, когда машина хотела привлечь к себе внимание (например, ехала на красный свет, пересекала перекрестке или была необходимость достучаться до конкретного водителя). Если такой сигнал игнорировался –автолюбителю было не избежать задержания за неповиновение законному требованию работника милиции.
После службы эти машины нельзя было выкупить, они подлежали уничтожению. Но ходят слухи, что многие ветераны постарались спасти служебную машину, с которой их столько связывало. Да и современные автолюбители иногда продают онлайн отреставрированные экземпляры.
Откуда взялся цветной дизайн кузова?
Внешний дизайн назовем автомобиля был разработан специально Всесоюзным научно-исследовательским институтом по нормализации машиностроении (эх, такая бы организация сейчас очень нам пригодилась). За каждой служебной машиной закреплялась своя цветовая схема, закрепленная ГОСТом. Кстати, проблесковые маяки изначально должны были быть фиолетовыми (их можно увидеть в ранних советских фильмах с участием этой милицейской машины), но со временем стало понятно – регламент, мягко говоря, не соблюдался.
Например, ГАЗ-24 для сопровождения правительственных кортежей, идущие в начале колонны, оснащались красными мигалками, а замыкающие авто – зелеными. Но стоило проехать в южные регионы СССР – почти все машины милиции были с зеленым сигналом. И не потому, что участвовали в важных мероприятиях, а потому что со стеклами других цветов случился дефицит.
Сначала стандартные Волги для милиции окрашивались в посёлке с в окрестностях Нижнего Новгорода (тогда он город назывался Горький). Причём по иронии судьбы окрашивались машины руками зеков в местной тюрьме. Позднее эту практику упразднили и за кузов взялись сами милиционеры. В подразделении, куда автомобиль приходил, не всегда у них была возможность покрасить машину в дефицитный желтый цвет, поэтому к 80-м годам ГОСТ нарушался повсеместно. Можно было встретить однотонные серые Волги, с синими полосами, конструкция отличалась лишь наличием мигалок.
В 1985 году ГАЗ-24 сняли с производства на смену ей пришла модель 2410. Ну а со временем вообще эта марка была вытеснена иномарками, жигулями и москвичами 2141. Волга осталась лишь в частных коллекциях, музеях и нашей памяти.
#волгаавто #ГАЗ24