Кама или Камадэв — бог любви и страсти, который, пробуждает в людях плотские желания. На санскрите само слово Кама означает чувственное желание, а Дэва переводится как божественное существо. Его считают небесным богом любви, пробуждающим страсть и любовь среди тех, кого поразила Его стрела.
Камадэва описывают как красивокрылого юношу с зеленоватой кожей, держащего лук и колчан со стрелами. Его лук сделан из сахарного тростника, а тетива сплетена из медоносных пчел. Его стрелы сделаны из пяти видов цветов, а перемещается он на своей вахане - зеленом попугае. Обычно его сопровождают его жена Рати (сексуальное желание), Васант (олицетворение весны) и легкий ветерок.
Появление Камадэва
Его история упоминается в различных Пуранах в нескольких версиях.
Согласно Шива Пуране, Камадэв был создан разумом Брахмы. По другой версии, он был сыном Шри (Лакшми).
Шива Пурана объясняет, что сразу после того, как Кама появился из ума Брахмы, он встал перед своим создателем и спросил: «Кам дарпаяни?», или «Кому мне угодить?» Благодаря этому знаменитому вопросу он получил имя Кандарпа, и таков был ответ его отца:
«Тебе следует перемещаться по этому миру, занимаясь вечным трудом созидания, с пятью цветочными стрелами в руках и таким образом умножать население. Даже боги не смогут помешать твоим стрелам».
По этой причине Камадэв считается одним из самых популярных и известных божеств. Упоминания о Камадэве также можно найти в различных писаниях, включая Риг Веду, Атхарва Веду и других, хотя более заметное место он занимает в Пуранах.
Другие версии происхождения Бога Любви
Камадэва также считали Господом Вишну, Господом Кришной или Прадьюмной, сыном Кришны, который считается воплощением Камадэва. В некоторых местах Камадэв даже упоминается как сын Господа Вишну.
Легенды, связанные с Камадевой
1. Камадева мешает медитации Господа Шивы
Когда супруга Господа Шивы Сати вошла в огонь и приняла смерть из-за оскорбления, которое ее отец Дакша нанес Господу Шиве, Шива был полностью опустошен и разгневан. Он отказался от своих обязанностей и погрузился в глубокую медитацию. Это привело к разрушительному дисбалансу в мире, который обеспокоил всех Богов.
Тем временем Сати переродилась в богиню Парвати, чтобы вновь выйти замуж за Господа Шиву, но Он был меньше всего заинтересован в этом и оставался погруженным в свою аскезу. Тем временем мир все больше погружался в хаос, к этому добавились козни демона Таракасура, терроризировавшего богов.
Тогда боги решили послать Камадэва повлиять на Господа Шиву. Царь богов Индра позвал Камадэва и сказал ему, что царя демонов Таракасура может убить лишь сын Шивы и Парвати. Камадэву было поручено возбудить страсть в Господе Шиве, чтобы он согласился жениться.
Камадэв в сопровождении своей жены Рати отправился к Господу Шиве, чтобы выполнить свою миссию.
Достигнув места, где Господь Шива был погружен в медитацию, Камадэв неоднократно пытался пробудить страсть в сердце Господа Шивы, но его действия оставались безуспешными.
В какой-то момент Камадэв увидел приближающуюся Парвати. Она выглядела божественно в своей красоте. Как раз в этот момент Господь Шива тоже вышел из медитативного транса. Камадэв подумал, что это самый подходящий момент, чтобы попытаться пусть свою стрелу.
И вот он поразил Господа Шиву своей «Камабаной», что оказало на Махадэва глубокое влияние. Шива был поражен потрясающей красотой Парвати, и его сердце наполнилось страстью к ней. Но в то же время он был удивлен внезапной переменой в своем поведении. Он понял, что это был вмешательство Камадэва.
Шива огляделся вокруг и действительно увидел Камадэва, стоящего слева от него с луком и стрелами в руках. Его догадки подтвердились. Камадэв испугался и начал призывать на помощь богов, но прежде чем божества смогли прийти ему на помощь, третий глаз Господа Шивы открылся, и Камадэв превратился в пепел.
Парвати тоже получила шрам, увидев Господа Шиву в его разрушительном гневе. Она вернулась домой вместе со своими спутниками. Рати – жена Камадэва безутешно плакала. Пришли другие божества и утешили ее, пообщав, что по милости Господа Шивы ее муж снова будет жив. После они обратились к Шиве, сказав что в произошедшем нет вины Камадэва, поскольку он поступил в соответствии с чаяниями божеств. Они также рассказали ему тайну смерти Таракасура. И попросили его оживить Камадеву.
Шива согласился и сказал, что Камадэв родится сыном Кришны и Рукмини в эпоху Двапара. Демон по имени Шамбар сбросит его в море. Он убьет этого демона и женится на Рати, которая тоже обретет земное рождение в городе у моря.
Однако боги не были этим удовлетворены. Они попросили Шиву помочь Рати быстрее воссоединиться с супругом. Тогда Шива сказал им, что Камадэв станет его ганой (войдет в его свиту), но также предостерег их от раскрытия этого факта кому-либо.
В то же время гнев Господа Шивы не утих после смерти Камадэва, и весь мир начал ощущать последствия этого. Все живое пришло в смятение. Люди молились Господу Брахме, чтобы он спас их от гнева Шивы. Брахма отправился к Господу Шиве и передал ему их просьбу. Шива согласился отказаться от своего гнева, и Брахма отнес «ярость» Шивы к морю. Он попросил море взять этот гнев и обладать им до окончательного уничтожения. Море согласилось это сделать. Таким образом, ярость Господа Шивы достигла моря, и все живые существа вздохнули с облегчением.
2. Камадэв перевоплощается в Прадьюмну
Тем временем Парвати также сказала жене Камадэва Рати, что Кама позже снова обретет тело как сын Кришны и Рукмини, и его назовут Прадьюмной.
«Ты сможешь воссоединиться со своим мужем, если займешь должность служанки в доме демона Шамбары», — сказала богиня.
Рати была рада услышать эту новость, и воплотилась на Земле как Маявати, служанка Шамбары. Шамбара в свою очередь узнал, что Прадьюмна, сын Кришны и Рукмини, убьет его. Демон похитил младенца и бросил его в океан, где его проглотила большая рыба. Рыбаки поймали рыбу и продали ее поварам Шамбары.
Когда они разрезали брюхо рыбы, в нем обнаружился прекрасный малыш, которого передали на попечение Маявати. Маявати вырастила мальчика, и по мере того, как он рос, она проявляла к нему скорее сексуальное влечение, чем материнскую привязанность. Мальчик однажды с удивлением спросил мать: «Милая мама, как это ты выражаешь чувства, не подобающие матери?»
Маявати объяснила Прадьюмне, что он не ее сын, а бог Кама, который родился как Прадьюмна, сын Кришны и Рукмини. И что она на самом деле она - его жена Рати, пришедшая присоединиться к нему в этом воплощении. Она также рассказала ему, что его родители, вероятно, все еще оплакивают его утрату.
Услышав это, Прадьюмна разгневался и вызвал Шамбару на бой. Он убил демона и вместе с Маявати вернулся в столицу царства Кришны Двараку. Когда он прибыл в Двараку, все были впечатлены его красотой и сходством с Кришной, но не узнали его, поскольку он был еще младенцем, когда его похитили.
Но его мать Рукмини узнала его, испытав к нему материнские чувства.
Поклонение Каме
Сегодня культ Камы является частью поклонения Вишну и распространён на юге Индии.
Каму почитают, поскольку чувственная любовь или сексуальное влечение является одной из главных движущих сил жизни. Бог Кама олицетворяет чувственное влечение, и его наиболее сильным проявлением считается либидо.
Таукже Каму связывают с рождением и сохранением Вселенной. Так, в Ригведе говорится, что именно сексуальное желание было первым чувством, возникшим у Создателя. В Индии древней и средневековой были распространены различные весенние празднества, посвященные культу Камы с различными эротическими играми, ритуалами и песнями.