Найти в Дзене
ИндияСвами

Джйотирилинги - места особого почитания Шивы, которые можно увидеть только духовным зрением

Оглавление

В шиваизме лингам занимает первостепенное место, как главный символ, которому поклоняются верующие, олицетворяя собой самого Господа Шиву. «Джйоти» означает «сияние», а лингам — «образ» или «знак» Шивы. В целом, слово Джйотирилингам (Джйотирилинга) означает Сияющий Знак Всемогущего Шивы.

В Индии есть двенадцать традиционных святынь Джйотирлинга. Согласно Шива Махапуране, только эти 12 джйотирлинг возникли сами по себе в форме пламени (их называют сваямбху), а остальные созданы руками человека.

Явление Шивалингама. Изображение: nathi.ru
Явление Шивалингама. Изображение: nathi.ru

Считается, что Шива впервые проявил себя как световой столп в ночь Аридра Накшатры, отсюда и особое почтение к Джйотирлингам. Когда-то Вишну и Брахма, поспорили, кто из них более велик, чем другой, тогда Шива явился к ним в образе огромного огненного столпа. Боги отправлюсь на поиски начала и конца этого столпа, но так и не смогли их достигнуть. Брахма и Вишну осознали свою ошибку и признали Шиву Высшим Существом и Величайшим Богом.

И 12 Джйотрилингамов расположены в тех местах, в которых Шива являл себя в этом образе.

Обычным взором их увидеть нельзя, но считается, что человек может увидеть эти лингамы как столбы огня, пронизывающие землю, после того, как достигнет более высокого уровня духовного постижения.

Есть несколько значений, которые могут нести Джйотирлинги

  1. Во-первых, они обозначают Всепроникающий Брахматмалинга или всепроникающий свет.
  2. В Тайттирия-упанишаде двенадцать принципов Брахмы, майи, дживы, ума, интеллекта, подсознательного ума, эго и Панчамахабхуты упоминаются как двенадцать Джйотирлингамов.
  3. В Ядняведи (место, где проводится ритуал огненных жертвоприношений) шалунка (основание лингама) представляет собой яму для огня, а линга - пламя огня.
  4. Также с ними связано представление двенадцати адитьев (видов Божеств, объединенных в группы).
  5. Места извержения огня из спящих вулканов. Поскольку Яма, бог смерти и хозяин южного направления, является подчиненным Шанкары (Шивы), юг считается направлением Шанкара. Джйотирлинги также ориентированы на юг, то есть раскрытие их шалунков обращено на юг. Считается, что когда отверстие шалунки обращено на юг, ее пинда (острие) обладает большей духовной энергией; в то время как пинда с отверстием шалунки, обращенным на север, обладает меньшей энергией.
Древний Шив Линг в Раджбари. Фото: creativecommons.org
Древний Шив Линг в Раджбари. Фото: creativecommons.org

Что дает поклонение Джйотирлинге?

Пураны воспевают величие Джйотирлингам. Там говорится о том, что, повторяя это имя, можно устранить все грехи. Садхака (практикующий) становится спокойным, целомудренным и чистым. Его освещает сияние просветления и высшего божественного знания.

Тот, кто повторяет эти 12 имен регулярно утром и вечером, смывает все грехи, совершенные в предыдущих 7 рождениях, и обретает сиддхи (особые сверхъестественные йогические способности).

Поскольку Шива впервые проявил себя в форме лингама на 14-й день темной половины месяца Пхалгуна, этот день особенно благоприятен и отмечается как Махашиваратри.

Читайте также: Махашиваратри в ашраме Саи Бабы: как это было 20 лет назад

История 12 Джйотирлингамов

-3

1. Первая Джйотирлинга — храм Сомнатх, очень популярное место паломничества в штате Гуджарат.

Храм разрушался и перестраивался около шестнадцати раз. Дело в том, что в старину он считался самым богатым храмом в Индии. Усыпанный золотом и драгоценными камнями, эта святыня манила грабителей со всех концов древней Индии.

Храм Шри Сомнатх Джьотирлинга во время Дварака. Фото: creativecommons.org
Храм Шри Сомнатх Джьотирлинга во время Дварака. Фото: creativecommons.org

История выглядит так. Бог Чандра или Сома (Луна) женился на двадцати семи дочерях бога Дакши. Тем не менее, он любил только Рохини. Он уделял свое время только ей, в то время как другие дочери Дакши были одиноки и расстроены. Это разгневало Дакшу, который хотел, чтобы Чандра проводил время с другими своими женами.

Но Чандра не обращал на это внимания и продолжал проводить время с Рохини наедине.

Однажды Дакша вышел из себя и проклял Чандру. После этого Чандра потерял весь свой свет, в результате чего весь мир погрузился во тьму, живые существа и растения стали чахнуть. Обеспокоенные боги решили, что они должны попросить Дакшу простить Чандру. После долгих просьб богов Дакша сказал, что Чандре придется начать поклоняться Господу Шиве, и когда Господь Шива даст ему свой свет, он снова начнет сиять.

Чандра. Изображение: creativecommons.org
Чандра. Изображение: creativecommons.org

Чандра так и поступил, и вскоре был благословлен явлением Шивы. Он дал ему свет, и луна снова засияла. Считается, что даже сегодня в безлунную ночь Чандра приходит на то же место, окунается здесь в святую воду моря и снова начинает сиять.

Так Господь Шива получил имя Сомешвар. А на месте поклонения Чандры возник световой лингам, и впоследстии была построена святыня Сомнатх.

2. Вторым Джйотирлингамом является храм Маллики Арджуны Свами, который находится в штате Андхра-Прадеш.

Храм Малликарджуна (11 век). Фото: creativecommons.org
Храм Малликарджуна (11 век). Фото: creativecommons.org

Легенда гласит, что Шива и Парвати не могли решить, кто из их сыновей – Картикея или Ганеша - должен жениться первым. Поэтому они сказали им пуститься в путешествие по миру. Первым женится тот, кто сможет обойти весь мир первым. Господь Картикея взял своего павлина и отправился в путешествие, но Ганеша перехитрил своих родителей и сказал, что это и так его мир. Шива и Парвати были очень довольны этим, поэтому женили его на Буддхи и Сиддхи, дочерях Вишварупана.

Ганеша и его жены
Ганеша и его жены

В свою очередь Картикея, по возвращении узнал, что произошло. Ему было очень стыдно за себя, и он сказал, что никогда не женится. Он отправился на гору Кравунья и стал жить там. Шива и Парвати, узнав об этом, решили навестить сына. Господь Шива посетил его в безлунный день в форме световой линги, а Парвати - в день полнолуния. Это именно то место, где находится этот храм.

3. Третий Джйотирлингам - популярный у паломников храм Махакалешвар в Удджайне.

Это очень священное место, расположенное на берегу Рудрасагара.

Когда-то этой частью страны правил царь по имени Чандрасена. Он поклонялся Господу Шиве, также, как и его подданные. Однажды на королевство напал царь Рипудамана, с которым был демон по имени Душан. Этот демон обладал уникальной способностью становиться невидимым. Он разрушил царство и творил всякие беды, поэтому люди начали еще более усиленное молиться Господу Шиве.

Храм Махакалешвар. Фото: creativecommons.org
Храм Махакалешвар. Фото: creativecommons.org

Появился Господь и уничтожил демона. Жители попросили его остаться с ними и защищать их. Шива не мог отказать своим преданным. Он решил остаться в Удджайне и позаботиться о них в форме Джйотирилинги. Считается, что Господь все еще живет там.

4. Четвертая Джйотирлинга в Индии, которой поклонялись веками, — Омкарешвар джйотирлинга в штате Мадхья-Прадеш.

Есть много историй, которые ходят вокруг этого храма. Согласно одной из них считается, что Господь Шива явился сюда, чтобы победить данавов (демонов) по просьбе богов.

А по другой легенде, Шива явился сюда по просьбе горы Виндхья, которая захотела стать больше горы Меру. Шива явился сюда в образе Пламени и благословил Виндхью, что она станет могущественной горой и сможет бесконенчо увеличиваться в размерах.

Было только одно условие: гора не должна беспокоить последователей Господа Шивы. Но Виндхья нарушила обещание, вырастая все больше и больше и закрыв собой Луну и Солнце. И поэтому перестала расти, так и не став величайшей горой.

5. Другой джьотирлингам (пятый) – это Кедарнатх джйотирлингам , который расположен в штате Уттаркаханд.

Храм Кедарнатх, Фото: creativecommons.org
Храм Кедарнатх, Фото: creativecommons.org

В зимний период этот храм закрыт, т.к. из-за снегов туда не добраться.

Читайте также: Чар Дхам Ятра: четыре самые недоступные гималайские святыни Индии

Согласно легенде, герои Махабхараты Пандавы хотели избавиться от своих грехов, чтобы отправиться в Сваргу (мир Богов). Однако им сказали, что они могут сделать это, только если увидят Господа Шиву и получат от него благословение.

После долгих поисков и аскез, они, наконец, увидели Господа Шиву на том месте, где сегодня находится Джйотирлинга. Шива сказал им, что останется в этом месте в форме Джйотирлинги треугольной формы. Это один из самых популярных храмов в Индии, а также святое место. Каждый год огромное количество верующих посещает этот храм.

6. Бхимшанкар джйотирлинга - это шестой Джйотирлингам. Он расположен недалеко от Пуны в Махараштре.

Храм имеет свою интересную историю. В этом районе жил асур (демон) по имени Бхима. Когда он немного подрос, его мать Каркати сказала ему, что Кумбхакаран, брат царя Раваны, был его отцом. Его мать также сказала ему, что его отец был убит лордом Вишну в одном из его воплощений (Господь Рама). Бхима решил, что отомстит за смерть своего отца. Он начал молиться Господу Брахме, и Господь даровал ему огромные силы.

Бхима, как и ожидалось, злоупотребил своими силами и устроил хаос, убивая и мучая невинных людей, святых и даже детей. Однажды он взял в плен Камарупешвара, большого преданного Шивы. Шива очень расстроился из-за этого. Гнев Его еще больше усилился, когда Бхима приказал Камарупешвару поклоняться ему, а не Господу Шиве. Камарупешвар не стал этого делать, и Бхима уже занес меч, чтобы убить его.

Именно тогда Господь Шива пришел на помощь своему преданному и убил Бхиму простым произнесением звука «Хум».

Все боги просили Господа Шиву остаться в этом месте, и поэтому он проявил себя как Бхимшанкар Джйотирлинга.

Шива защищает своего преданного от Ямы, Бога Смерти
Шива защищает своего преданного от Ямы, Бога Смерти

7. Каши Вишванатх — еще одно очень известное место означающее «правитель вселенной».

Считается, что город является одним из старейших в мире и имеет трехтысячелетнюю историю. Говорят, что этот город невозможно разрушить. Это место, где одновременно живут Брахма, Вишну и Махеш (Шива).

Считается, что здесь любой может достичь Мокши. Нет на земле греха, который нельзя было бы смыть здесь. Ежегодно это место посещает огромное количество людей. Индуисты верят, что этот город построил сам Господь Шива.
-11

Здесь три лингама означают Брахму, Вишну и Шиву. Есть специальная корона, украшенная драгоценными камнями, которая используется для покрытия этих лингамов.

Легенды гласят, что риши (мудрец) Гаутама жил здесь со своей женой Ахилией. Господь Шива благословил мудреца бездонной ямой, из которой он мог достать любое количество зерна и еды. Другие риши очень завидовали Гаутаме. Они решили отправить туда корову и убили ее.

Гаутама Риши очень расстроился из-за этого и молился Господу Шиве желая, чтобы река Ганга протекала рядом с его ашрамом, чтобы он мог совершить омовение и избавиться от греха убийства коровы по ошибке. Но Богиня Ганга настаивала на том, что она потечет туда только в том случае, если там будет присутствовать сам Шива.

Тогда Шива явился там в образе светового лингама. Богиня Ганга теперь протекает там в форме Годавари. Шива же решил остаться там под именем Тримбакешвар.

9. Девятый джьотирлингам, который расположен в Джаркханде и называется Байдьянатх (Вайдьянатх) джьотрилингам.

Демонический царь Ланки Равана (десятиголовый)
Демонический царь Ланки Равана (десятиголовый)

У этой Джьотирлинги тоже очень интересная история. Демон Равана, владыка Ланки, был большим преданным Господа Шивы. Однажды он почувствовал, что если Шива не будет жить на Ланке, то Ланку можно уничтожить. Он хотел сделать Ланку непобедимой, поэтому отправился на Кайлас, где обитает Шива, просить его об этом.

Господь Шива ответил на его молитвы и дал ему свое присутствие в виде лингама. Он предупредил его, что если он поместит этот лингам в любую часть земли до того, как достигнет Ланки, он прикрепится к этой земле, и никто не сможет его сдвинуть с этого места.

Равана начал свой путь обратно с Кайласа. Наступил вечер, и ему нужно было совершить вечернюю молитву. Однако он не мог сделать этого с Джйотирлингамом в руке. Он увидел мальчика-пастушка и попросил его подержать Джьотирлингу, а также предупредил, чтобы он не опускал ее. Мальчик согласился, но предупредил его, что если Равана задержится с молитвой слишком долго, то он оставит лингам и уйдет. Равана сказал, что скоро вернется.

Мальчик-пастушок на самом деле оказался Господом Ганешей, и он был там по просьбе богов. Когда Равана задержался, Ганеша оставил Джйотирлингу на земле и ушел.

Когда Равана увидел это, он очень расстроился, но, несмотря на все усилия, не смог забрать его с собой. С тех пор этот лингам присутствует в этой части страны.

10. Десятая Джйотирлинга — это Нагешвар Джйотирлинга, расположенная недалеко от Дварки в Гуджарате.

Идол Шивы, установленный в Нагешвар Джйотирлинге. Фото: creativecommons.org
Идол Шивы, установленный в Нагешвар Джйотирлинге. Фото: creativecommons.org

Говорят, что в этом районе жила преданная Шивы по имени Суприя. Однажды на нее напал и пленил демон Даарука. Когда она начала звать Господа Шиву, он появился и убил Дааруку. После этого Он остался жить здесь как Нагешвар Джотирлингам.

11. Одиннадцатый Джйотирлинга – Рамешвар в штате Тамил Наду. Это одна из святынь паломничества Чар Дхам.

Здесь есть два лингама. Один из них принес Хануман с Кайласа, а другую — Сита Деви. Вишвалингаму поклоняются в первую очередь, поскольку он был принесен Хануманой. Тот, что принес Сита, почитается вторым.

Рама и Сита поклоняются Шиве в Рамешваре.
Рама и Сита поклоняются Шиве в Рамешваре.

Считается, что это именно то место, где Господь Рама поклонялся Господу Шиве после победы над Раваной. Он также известен своей уникальной архитектурой. У него самый большой коридор по сравнению с любым другим храмом в Индии. Это место считается чрезвычайно священным, и многие посещают это место каждый год.

12. Двенадцатым джйотирлингом является Гришнешвар в Махараштре.

Он расположен недалеко от пещер Аджанта и Эллора в Аурангабаде.

Пещеры Эллоры. Фото: putidorogi-nn.ru
Пещеры Эллоры. Фото: putidorogi-nn.ru

Много лет назад здесь жила женщина по имени Кусума, которая поклонялась Господу Шиве. В своем ритуале она погружала лингам в резервуар, а затем поклонялась ему. Жители деревни очень уважали ее и приходили к ней за советом. Другие жены ее мужа очень завидовали ей, поэтому хладнокровно убили ее сына. Она продолжила ритуалы и после смерти сына. Однажды она погрузила лингам в резервуар, и Господь Шива появился вместе с ее сыном. С тех пор говорят, что здесь обитает Господь Шива. Он также известен как Кусумешвар Джотирлинга.