688 подписчиков

Doble: паровой автомобильный двигатель, не уступающий ДВС

17K прочитали

«А ведь мы могли бы сейчас жить в совершенно другом мире…». Подобная мысль всегда мелькает в голове человека, когда происходит изучение истории. Это применимо к автомобилям Doble, которые в своё время являлись чуть ли не вершиной автомобилестроения, с одной довольно занятной особенностью. Они работали на паровых двигателях.

Ломая стереотипы…

Сейчас уже трудно себе представить автомобиль на паровой тяге. Более того, нам почему-то кажется, что паровая тяга – это нечто большое, неудобное, непрактичное. Но что если мы скажем, что паровые двигатели были куда практичнее ДВС, при этом у них был выше КПД, и они не уступали обычному ДВС по массе?

Doble Model E
Doble Model E

Итак, давайте разбираться по порядку. В качестве примера мы будем использовать Doble Model E.

Doble Model E – это произведение искусства?

Преимущества и недостатки паровых двигателей мы разбирали в наших предыдущих материалах, рекомендуем ознакомиться:

dzen.ru/a/ZJQ4k2ZzW1rwLaKc

dzen.ru/a/ZIs04TjBykUwS1IR

Если вкратце, то паровой двигатель долговечнее, мягче работает, в нём можно использовать практически любое топливо, начиная от воды и заканчивая отработанным мазутом, сцепление и коробка передач попросту не нужны, даёт большую тягу на низах, плавный расход топлива в зависимости от нагрузки, не требует холостого хода.

Перейдём к Doble Model E. Это была особенная модель, дорогая как по собственной цене, так и в эксплуатации. Конструируя её, Добль избавил машину от всех недостатков, присущих в принципе паровым автомобилям тех лет.

Скептики часто говорили, что прежде чем машина на пару поедет, пройдёт много времени. Подавая пар всего одним тумблером, машина Doble Model E приходила в готовность всего за 23 секунды. Да, сегодня вы можете завести свой авто всего за секунду, а то и меньше, но это при том условии, что технологии ДВС развивались и совершенствовались более ста лет. Так что, полагаем, если бы паровой двигатель продолжал использоваться в гражданских авто, он бы сегодня заводился так же быстро, как и на современных автомобилях.

Помимо быстрого старта для тех времён автомобиль обладал очень хорошими динамическими качествами, он быстро разгонялся до 120 км/ч (всего за 10 секунд), максимальная скорость составляла 160 км/ч, и всё это сопровождалось хорошей тягой на низах, относительно экономным расходом топлива (авто мог проехать около 300 километров на так называемом «одном баке») и высоким комфортом вождения, хорошей отдачей, плавным ходом.

Размеры парового двигателя, проблемы парового котла, масса

Интересно, что паровой двигатель уже на тот момент был весьма хорош, как с точки зрения динамических качеств, так и с точки зрения безопасности. Скептики постоянно сетовали на риск разрыва котла и прочие проблемы ранних версий паровых двигателей. Но это были проблемы прошлого с тех пор, как люди не научились делать сплавы, способные выдерживать большее давление. Разумеется, Добль в этом плане придерживался принципа максимальной безопасности и использовал самые качественные и прочные материалы.

Doble Model E: Каркас
Doble Model E: Каркас

Сердцем машины был паровой котёл. В своё время Добль спроектировал крайне проработанные водотрубные модели таких котлов: внутри находилась труба, которая могла достигать 170 метров в длину (её сворачивали в спираль). И если жаротрубный котёл был потенциально опасен, а для его прогрева приходилось тратить много времени, то водотрубный был лишен этих недостатков.

Тем не менее, он не был лишён недостатков вовсе. КПД был низкий из-за выбросов пара в атмосферу, для корректной работы необходимо было придумать автоматическую систему, которая помогла бы регулировать этот процесс и увеличить запас хода, и Добль добился своего в Модели Е.

Венец парового автомобилестроения

Что мы имеем в итоге? Уникальный водотрубный паровой двигатель Добль с автоматической системой регулирования подачи топлива, а также его отработки с учётом поддержания нужного уровня КПД. Масса автомобиля составляла 2,5 тонны. Запас хода около 300 километров (в рекламной компании сам Добль говорил, что она может проехать и 2000 километров, что скорее было уловкой), разгон до 120 км/ч всего за 10 секунд, а максимальная скорость 160 км/ч, готовность автомобиля к движению всего за 23 секунды, отсутствие «лишних» педалей (например педали сцепления), абсолютная бесшумность работы двигателя (как у современных электрокаров), пониженный центр тяжести в связи с уникальной конструкцией двигателя и как следствие – отличная управляемость и устойчивость. И всё это… В 1930-е годы.

На сегодняшний день не каждая современная машина может похвастаться подобными характеристиками. Но стоит отметить один важный момент: автомобили Doble были чудовищно дорогими даже по меркам тех лет. С учётом инфляции подобный автомобиль сегодня стоил бы 20 миллионов рублей…

Наши виртуальные лаборатории

Наш рутуб канал

Наш ВК