Найти тему
Car Star

Торопиться ли с покупкой иномарки из Японии?

Оглавление

Появились сообщения, что Страна Восходящего солнца может запретить экспорт в Россию автомобилей. Стоит ли сейчас пытаться заскочить в «последний вагон», чтобы привезти машину из-за границы.

Несмотря на невыгодный курс доллара, импорт машин из Японии бьёт все рекорды. Тем временем появились сообщения, что Страна Восходящего солнца может запретить экспорт в Россию автомобилей, также известно о повышениях ставок утилизационного сбора.

Но стоит ли сейчас пытаться заскочить в «последний вагон», влезать в кредиты, чтобы привезти машину из-за границы?

Подорожает, но не для всех

Ставки утилизационного сбора, как разъяснили в Минпромторге, будут проиндексированы в 1,7 — 3,7 раза на легковые автомобили, в 2,5 — 3,4 раза на легкие коммерческие автомобили, в 1,7 раза на грузовые автомобили. Утильсбор на автобусы увеличится в среднем в 2,2 — 4,8 раза, на электробусы — в 8,7 раза.

«Всё подорожает!» — немедленно зазвучало в обсуждениях. Это правда, но не вся. Министерство сразу разъяснило, что повышение расценок не коснется граждан, ввозящих из-за границы автомобили с объемом двигателя до 3-х литров для личного пользования. Для них продолжает действовать механизм уплаты утильсбора по льготному тарифу — 3,4 тысячи рублей за новые автомобили до 3-х лет и 5,2 тысячи рублей за автомобили старше 3-х лет.

Новые ставки коснутся только второй и последующих купленных машин. Перепродавцов — тоже коснутся. Юридические лица, а также физлица, ввозящие более одной машины в год, будут обязаны платить утилизационный сбор. За малолитражки с объемом двигателя менее 1 литра — 81,2 тысяч рублей вместо 48,2 тысяч, далее — по мере роста объёма движка — всё больше и больше, вплоть до 1,2 млн рублей вместо 445 тысяч за двигатель объёмом 3,5 литра.

«Это ударит именно по сфере автопрома Приморского края, оборот которого на 60% состоит не в приобретении машин для личного использования, а именно на продажу. То есть продаётся машина меньше, чем за год и за каждую следующую придётся платить по новой ставке, а юрлицам — по очень большой. Теперь с новыми ставками утилизационного сбора машины для дилеров станут дороже, — рассказал основатель компании-автодилера ООО “Хочу авто” Сунат Бахронов. — Мы ожидаем спада продаж и сокращения активности на рынке».

Утилизация через разборку

Утилизация автомобиля — благое дело в плане охраны окружающей среды. В худшем случае его просто бросают на обочине догнивать. В лучшем — сдают на разборку. Ведь утилизировать его просто негде. В Приморском крае специализированных пунктов утилизации нет.

Перечисляем модели из масс-маркета, затраты на техобслуживание и ремонт которых за 5 лет минимальны по данным американского сайта CarEdge.com

«Машина содержит самые разные материалы: стекло, цветной металл, кузов, узлы, но главное — жидкости — ГСМ, аккумуляторную и другие. Это материалы разных категорий опасности. Для их утилизации необходимо специальное оборудование и соответствующие площади и лицензии, — рассказал представитель компании “Гефест ДВ” Александр Шеремет. — Позволить себе иметь комплект оборудования стоимостью в десятки миллионов рублей не может практически никто».

Традиционный для Приморского края способ утилизации — снять машину с учёта по всем правилам ГИБДД и сдать её на разборку, где годные к эксплуатации запчасти пойдут на продажу, как б/у, а остальное — главным образом кузов — сдадут в металлолом. Куда деваются отработанные масла и кислоты, не знает достоверно никто.

Где брать запчасти на «гибриды»?

«Да я не знаю за что эти сборы. Две предыдущие машины я продал. Ездят они или нет, а может быть гниют в овраге, не знаю, но деньги заплачены, — рассказал водитель такси Михаил Киреев. — Сейчас этот сбор ни за что повысят, значит, покупать новые станет дороже. Значит, хозяин «конюшни», в которой арендуют машины многие таксисты, или повысит аренду, или будем кататься на старье».

-2

Какое-то время, прикидывают таксисты, можно продержаться на «канибаллизации» старых машин, разбирая их на запчасти, благо, на рынке тех же «Приусов» довольно много. А потом — пересаживаться на что-то другое.

«Китай способен заместить рынок привычных нам гибридных автомобилей своими марками, хотя в среднем они будут несколько дороже: новая будет стоить от 3 миллионов рублей, — объяснил руководитель Владивостокского филиала ООО “Автоимпорт” Максим Петров. — Во-первых потому, что покупать придётся не бу автомобили, во-вторых, потому что левый руль стоит выше за счёт меньшего спроса на леворульные авто в мире».

«Вопрос подъёма расценок на проезд — сложный. С одной стороны, водителям тоже надо отрабатывать аренду машин. Сегодня это 2200−2500 рублей в день. С другой стороны — цены уже не совсем устраивают клиентов. Люди всё чаще отменяют заказы, увидев в приложении стоимость проезда, обращаются в другие компании, — задумывается водитель такси Андрей Ивлев. — Психологический барьер всё-таки существует».

Японцы передумали?

В середине июля авторитетная японская газета «Иомиури» сообщила о том, что правительство Японии намерено ввести очередные санкции против России. По версии издания, соседняя страна намеревалась запретить экспорт дизельных и бензиновых легковых автомобилей, включая подержанные, с объемом двигателя более 1,9 литра, а также всех гибридных автомобилей и электромобилей.

«Для самой Японии вопрос сбыта подержанных машин станет критичным и, вероятно, сначала они трижды подумают. В любом случае, профессионалы не видят ничего страшного, — рассказал Сунат Бахронов. — С учётом высокого уровня адаптации к изменениям на рынке наши продавцы автомобилей готовы к этим запретам. Они нашли возможности покупать в Китае, Южной Корее и в других странах. Даже стартапы в этой сфере уже стараются не ориентироваться только на Японию».

-3

«Многие компании, которые работают на японских аукционах, сегодня приостановили свою активность, много машин стоят не проданными. Вероятно, специалисты ждут дальнейшего развития событий, — отметил руководитель Владивостокского филиала ООО “Автоимпорт” Максим Петров. — Многие, как мы, активных действий не предпринимают в ожидании конкретных решений. Если запрет введут, мы компенсируем потерю японского направления за счёт китайского, корейского или даже арабских Эмиратов».

Покупать машину в Японии прямо сейчас не стоит ещё и потому, что неизвестно, когда её доставят во Владивосток. Все места на перевозящих из Японии машины судах выкуплены чуть ли не на два месяца вперёд. А каким будет курс доллара в октябре, а именно в валюте идёт расчёт таможенных платежей, не берётся предсказать никто. Может случиться, что таможенная пошлина — а она уплачивается на дату ввоза машины в страну — в пересчёте на рубли будет превышать сумму, которую вы за неё отдадите в Японии. Специалисты рынка предлагают не поддаваться паническим настроениям, а взять паузу.

Тем более, что генеральный секретарь кабинета министров Хирокадзу Мацуно уже опроверг прозвучавшую в прессе информацию о предстоящем запрете экспорта машин. По его словам, Япония «не конкретизировала содержание дополнительных санкций в отношении России», но меры с оглядкой на США и страны Европы, тем не менее, прорабатывает.

Авто
5,66 млн интересуются