Среди психотерапевтов, работающих в рамках различных модальностей или использующих интегративный подход, часто встречаю рассуждения о том, на чём эффективнее строить терапевтический процесс.
Рациональность и эмоциональность… Что важнее? Кто-то говорит, что от определённых концепций, имеющихся в голове, рождаются эмоции, кто-то считает, что эмоциональное состояние порождает формирование логических конструктов в сознании. На мой взгляд, рациональная и эмоциональная части личности человека – два одновременно протекающих процесса, которые невозможно полностью отделить друг от друга. Эти процессы так быстро меняются на сцене, что порой эта смена похожа на чехарду. Подобное ощущение люди особенно остро испытывают в сложные периоды своей жизни: при переживании неудач (как объективно существующих, так и субъективно воспринимаемых), при необходимости принять трудное и/или быстрое решение, на пути к новообразованиям, в переломные моменты своей жизни. То, насколько эффективно люди разрешат трудную ситуацию, зависит от сформированности обеих частей личности.
С точки зрения позитивной психотерапии, эмоциональность и рациональность берут своё начало из двух базовых способностей, присущих абсолютно всем людям с момента рождения: способности к любви и способности к познанию. С первых дней жизни ребёнок дарит свою любовь маме, радуется, когда она уделяет внимание и ласкает. Когда мама долго не отзывается на плач, младенец пугается, снова зовёт её – таким образом он тестирует реальность и в результате этого тестирования у него рождаются первые концепции, одна из которых, на мой взгляд, может звучать в двух вариантах: «В этом мире я любим» или «Я не нужен в этом мире». С этого момента начинает формироваться ведущий эмоциональный фон: либо тревожность (страх, уныние), либо спокойствие (уверенность, энтузиазм). Вернее, там нет никакой концепции, потому что в этом возрасте у ребёнка нет даже речи, не то, что мышления. Поэтому выраженная в словах концепция на самом деле является запечатлённым чувственным и эмоциональным опытом, который "вшивается" в базовое восприятие мира ребёнка. Работа со сложностями такой глубины нелегка и требует значительного количества времени.
В течение всей жизни мы получаем опыт и уже после овладения речью и мышлением мы всё ещё способны формулировать концепции, чаще - бессознательно, но не всегда. Существует мнение, что если поменять концепцию, то смысл эмоции пропадает и она исчезает. Это, конечно, логичное заявление, но есть небольшая загвоздка: годы жизненного опыта, в который встроена деструктивная концепция. Она обладает "магическим" свойством: она раньше довольно часто приносила нужный эффект и этот факт убеждает каждого в том, как устроен он сам и мир вокруг". Отказаться от неё – значит перечеркнуть полностью своё прошлое, оценить прожитые годы, как неудачные. Этот процесс весьма травматичен для человека, самостоятельно пережить его мучительно больно. Для этого-то и нужен психотерапевт, который сможет создать доверительные отношения и безопасное поле для экспериментов. Такая работа делается гораздо быстрее в сравнении с коррекцией раннего опыта. Минимальный срок работы с концепцией - от шести-восьми месяцев. В среднем, можно справиться за год, если нет более глубоких трудностей.
До того, как человек сможет принять рациональное решение по смене концепций, ему придётся столкнуться с массой эмоциональных переживаний в виде тревоги, страхов, обиды, гнева, и др. Следует заметить, что если чувства не доступны для осознавания, то вполне вероятно появление психосоматических симптомов, которые могут только отвлечь человека от разбирательства с базовым конфликтом. Если это всё происходит в рамках психотерапии, то, всё-таки, шансы на перестройку концепций увеличиваются в разы, так как рядом будет находиться союзник, который напомнит про механизмы сопротивления и поможетнайти ресурс. Ведь именно блокируемые эмоции рождают телесный симптом и в одиночестве очень мало шансов позволить себе встретиться с ними. При появлении физического недомогания часто есть риск «переключиться» на симптомы, которые покажутся более важными и будут служить отвлекающим фактором (фактически, отговоркой) и препятствовать переменам к лучшему. Тут уже включается телесное, а не рациональное и эмоциональное. И человек сам решает: уговорить себя, что это просто болезнь, рационализировать причины появления симптомов или попробовать реально увидеть взаимосвязь.
Рационализация - психологическая защита, классная штука, она помогает спрятать эмоции глубоко. Беда в том, что они всё равно никуда не деваются и в самый неподходящий момент норовят показать себя. И на послушании далеко не уедешь поэтому книги, содержащие готовые советы помогают единицам и то – редко в полной мере, ведь жизнь каждого человека имеет свои нюансы.
Эмоциональные переживания хоть и захлёстывают личность, но мы можем научиться вставать на опору в пиковые моменты за счёт увеличения внутреннего ресурса, способности чувствовать эмоции, осознавать их, но иметь силы управлять своим поведением, не смотря на переживания.
Хочется уточнить, что рационализация и рациональность - разные вещи. Первое - психологическая защита, второе - черта характера, фильтр восприятия реальности. В позитивной психотерапии, как я уже писала, эмоциональность и рациональность вырастают из двух базовых способностей, но эти базовые способности дают почву для формирования первичных способностей (эмоциональной сферы человека) и вторичных способностей (рациональную сферу человека). Хорошо, когда обе группы способностей развиты достаточно для комфортной жизни, потому что перекос в ту или другую сторону всегда рождает большие ограничения. В психотерапии люди учатся развивать первичные и вторичные способности для наращивания собственного личностного ресурса.