Найти тему
В небе и космосе

Почему в России первоначальное обучение пилотов еще проходит на импортных «Cessna 172», «Diamond-40/42» и «L-410»?

Ну вот, похоже, в российской авиации появился еще один «попаданец». Извиняюсь за терминологию, но я так именую российскую авиатехнику попавшую под западные санкции. Это коснулось и «МС-21», и «SSJ-100», и «БЕ-200» и даже «ТУ-204/214» (слегка). Я уже не буду перечислять западную авиатехнику. Так что же еще попало под жернова санкций? Надо конечно начать с предыстории. Еще в 90-е годы КБ «Яковлев» начала разработку реактивного УТС (в последствии «ЯК-130»), ну и в пару к нему легкий поршневой самолет первоначального обучения пилотов с навигационно-пилотажным оборудованием, идентичным оборудованию реактивного УТС («ЯК-54М», переименованный впоследствии в «ЯК-152»). Когда – то жил в СССР, а потом в России, некий В. Райхлин. Закончив Казанский авиационный институт (авиадвигателестроение), он в 2000-ных годах уехал в Германию. Там он организовал фирму RED (Raikhlin Engine Development). Его фирма сконструировала поршневой, 12-ти цилиндровый, авиационный дизельный двигатель «RED A03» для авиации с массой до 6 тонн. И вот что интересно: спонсировала разработку российская инвесткомпания ФИНАМ. В 2010 году дизельный авиационный двигатель «RED A03» был предоставлен общественности, а так же был опробован на самолете «ЯК-52». В 2011 году «ЯК-52», с двигателем «RED A03», показал отличные характеристики для самолетов такого класса. Так, скороподъемность составила 20 м/с (до высоты 2000 м), максимальная мощность составила 480 л. с. (до высоты 3000 м), а расход топлива составил 160 гр./л.с. в час. До 2018 года «RED A03» получил и сертификат «EASA» и сертификат типа от МАК. В 2001 году, в МО РФ проходил конкурс на самолет первоначальной подготовки летчиков, где участвовал и «ЯК-152». Свой первый полет «ЯК-152» совершил в 2004 году. Однако до 2006 года дела с доработкой «ЯК-152» двигались ни шатко, ни валко – пока не помогли инвесторы из Китая (конечно, ни идейно, т. к. КБ «Яковлев» помогало китайцам в разработке УТС «Hongdu L-7», который уже в 2010 году сделал свой первый полет). Перед КБ «Яковлев» встал вопрос: поставить либо звездообразный двигатель «М-14Х» (мощностью 360 л.с.), либо дизельный (мощностью 500 л.с.). Руководство решило ставить на опытные экземпляры дизель «RED A03». Шло время. И вот, С. Яманов, один из руководителей ИАЗ «Иркут», рассказал корреспондентам одного из изданий, что МО РФ в 2016 году заказало 150 УТС «ЯК-152» до 2020 года. Но двигатель – то немецкий! В связи с этим, в 2017 году было принято решение о локализации производства авиационного дизеля «RED A03» в России. Видимо российская «расторопность» и тут поработала, т. к. только в 2021 году М. Гордин (гендиректор ЦИАМ) рассказал корреспонденту РИА Новости о том, что скоро УТС «ЯК-152» может получить не замену немецкому авиационному дизелю «RED A03», а его аналог. Опять, прошло 2 года и что же? Как говорится, воз и ныне там. В начале августа 2023 года уже гендиректор «ОАК» А. Багинский заявил, что компания «Яковлев» ищет партнеров по импортозамещению немецкого дизеля «RED A03» и даже обозначилось несколько российских фирм, готовых взяться за разработку двигателя. Да, 6 лет идет тяжба с локализацией авиационного дизеля «RED A03» и неизвестно, заменят дизель или нет. А пока, первоначальное обучение пилотов как проходило на импортных «Cessna 172», «Diamond-40/42» и «L-410», так и продолжает проходить, которые из – за санкций скоро станут металлоломом. Кстати, китайцы не погнались за мощностью дизеля, а поставили на УТС «Hongdu L-7» российский двигатель Веденеева «М-14Х» (мощностью 360 л.с.) и по моему не проиграли: для первоначального обучения китайских пилотов хватило и такой мощности двигателя.

Статья вас заинтересовала?

Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей авиации и космоса.