Найти в Дзене
Виктория Шухат

Суровое управление. Босс-тиран и как его в себе победить?

В прошлый раз мы говорили о различиях ролей руководитель-исполнитель. Как меняется ситуация от угла зрения.

Сегодня начинаем разбирать разность восприятия на обычных примерах из жизни.

Почему одни других не понимают и не хотят “войти в положение”.

Поговорим о "боссе-тиране" - именно на него больше всего приходит жалоб.

Босс-тиран. Что видят подчиненные?

Он каждое утро вместо “приветственных бонycов” раздает выговоры.

Похвалы не видать, постоянно держит в тонусе. Не нравится - выход там. Больничные, отпуска, рождение детей - не повод отсутствовать на рабочем месте, а выходные - не повод отдыхать.

Он загнал всех и загнался не меньше.

Ему всегда некогда и он никого не слушает.

Босс всегда прав. Даже, если нет.

Менеджеры "на нервах" и в вечном недовольстве. Шушукаются и жалуются друг другу на сложную судьбу.

Цепочка наказаний катится по нисходящей, обрастая причинами и подробностями. Всем нехорошо. Особенно нехорошо тем, кто в основании пирамиды - они вообще не в курсе целей и задач организации.

А что делать, если зарплата выше средней по рынку, да и в небольшом городе альтернативы нет?

Плохо, когда люди остаются на рабочем месте от безысходности.

Еще хуже, если они остаются и понемногу вредят. Вредят за неотгулянные отпуски, за время, отдельное от семей, и недополученные по их мнению премии.

Так ли все однозначно?

Что делать, если Вы себя узнали в "тиране", хотя вообще не собирались таким управленцем становиться.

Откуда берется директивная манера управления? А часто именно директивные управленцы выглядят в глазах коллектива как тираны:

  • Как ни странно самые жесткие деспоты получаются из мягких руководителей, которых "довели". Сели на шею, качали ногами и постепенно наглели.
  • Когда приходится все решать самостоятельно, планы подгоняют, руководство сверху требует (или конкуренты поджимают), а руководитель видет ясноглазых и безынициативных подчиненных. Не понимает кому поручить ответственное дело. Тащит все сам.
  • Когда люди привыкли находиться в "зоне комфорта", а им приходится напрягаться. Кто-то их должен "напрягать".
  • Из внешних обстоятельств. Директива возникает как реакция на страх, обиду, растерянность и неуверенность в своих силах. На негативный опыт делегирования.

К чему приводит директивность:

1. Нагрузка распределяется неравномерно, сильные специалисты уходят

Что говорит подчиненный: из-за высокой нагрузки и сжатых сроков выполнить еще одно поручение не получится.

Что слышит босс: жалобы, невыполнение распоряжений, отсутствие действий. Без “кнута” никого пошевелиться не заставишь.

Что на самом деле? Скорее всего Вы перегрузили того, кто "везет". Потому что так удобнее (он точно сделает задачу вовремя и верно), а на позитивную обратную связь времени не было.

Нужно пересмотреть нагрузку, оценить тонкие места и учиться давать конструктивную критику. Вводить похвалу, мотивировать и прислушиваться к "рабочим лошадкам".

2. Директивный руководитель решает все сам и перегружен сам больше остальных

Что думает подчиненный: нас тут ни во что не ставят.

Как думает босс: некогда объяснять, нужно делать.

Что на самом деле? Перегнули с единоначалием и не выстроили доверие.

Пора начинать привлекать людей хотя бы к минимальной ответственности. Начинать с обсуждений и мини-дискуссий.

Хорошо применять метод "задай любой вопрос" анонимно. Начните давать людям минимальную самостоятельность, чтобы они чувствовали свою причастность к процессу.

Станьте вдохновителем и зарядной станцией. Говорите о целях организации, держите людей в курсе. Поставьте это себе в приоритет.

3. Люди боятся ошибиться, вся ответственность на боссе

Что думает подчиненный: ошибусь - уволят.

Как думает босс: Только я думаю правильно. Остальным нельзя доверять peшения.

Уже пробовал оставить без контроля, все сломалось.

Что на самом деле? Законтролированные и запуганные сотрудники будут совершать х2 больше ошибок. Они боятся негативного опыта и последствий.

Нужно вводить 5-ти ступенчатую систему наставничества и обучения.

Применять метод "допустимого риска", когда у подчиненных есть запас времени и прочности на проверку гипотез и попытки сделать самостоятельно (и самостоятельно же все исправить).

Все эти шаги должны быть планомерными и системными, иначе из директивного босса можно быстро превратиться в выгоревшего и уставшего - мало того, что Вы все на себе тянете, так еще и вокруг негативный фон из недовольных сотрудников.

Видите ли Вы в себе признаки "босса-тирана" или были у такого в подчинении?

Хотите узнать как перейти от директивной манеры к гибкому управлению?

Обсуждаем методы в Телеграмм-канале.