В 1995 году была зарегистрирована «Партия любителей пива». Её создали два политика, которые проиграли на выборах в Государственную думу в 1993 году – Константин Калачёв и Дмитрий Шестаков.
- Мы пришли ко мне домой, пили и ругали все партии, которые есть. Особенно досталось партиям, которые нас выдвигали. Я спросил: «Дима, за какую партию ты бы сейчас мог проголосовать со спокойной совестью?» Шестаков ответил, что такой партии сейчас нет, но вот за партию любителей пива, будь она создана, проголосовал бы.
Выпив приличное количество пенного напитка, они разослали во все информационные агентства сообщение о создании в России «Партии любителей пива». На следующий день о партии писали и рассказывали во всех российских СМИ.
- На Первом канале шли новости, и тут диктор сообщает, что в Москве прошёл первый съезд «Партии любителей пива».
Марку пива, которое было распито на кухонном «первом съезде партии», Калачёв не помнит. Однако утверждает, что это было что-то отечественное и патриотичное, так как на импортное пиво не было денег.
- После распития импортного мы вряд ли бы создали партию.
Когда пришло первое осознание того, что они отчудили, было принято решение дожимать сиюминутный успех. Неожиданно для всех, в том числе и для создателей, проект начал приобретать все необходимые черты политической партии.
Партия обрастала сторонниками, были написаны лозунги, открывались региональные штабы, появилось разделение на фракции любителей: светлого или темного; воблы или другой закуски; отечественных или импортных сортов.
- Каждый человек имеет право пить пиво, впрочем, как имеет право и не пить его.
Постепенно Калачёв находит спонсоров. Однако пивные заводы и дистрибьюторы импортного пива неохотно давали деньги, но щедро предоставляли свою продукцию для политических акций партии.
- Я быстро сообразил, что надо делать – придумывал пивные рейтинги, мы начали проводить пивные фестивали, создали Ассоциацию производителей, поставщиков и любителей пива. Она существовала вне партии, но мы пытались строить через неё отношения с индустрией.
По сути, у партии не было никакой политической программы. Она выступала как противник действующей власти, потому что во главе стоял любитель водки, то есть Ельцин. А в целом была за экологию:
- Вода, воздух и земля родины должны оставаться чистыми – ведь как иначе сделать по-настоящему хорошее пиво?
Выборы в Государственную думу второго созыва в 1995 были рекордными по количеству политических партий, боровшихся за депутатские места. «Партия любителей пива» собрала 428 тысяч голосов, что составило 0,62% от общего числа избирателей. Она заняла 21 место из 43. В Госдуму тогда прошли всего 4 партии: КПРФ, «Наш дом – Россия», ЛДПР и «Яблоко», которые смогли преодолеть 5% барьер.
Сам Константин Калачёв называет несколько причин поражения на тех выборах:
- отсутствие четкой стратегии и ярких личностей в списке;
- пропили часть бюджета, который был распределён по регионам.
На всю избирательную кампанию «Партия любителей пива» потратила чуть более 300 тысяч долларов. Относительный успех несерьёзной партии на серьёзной политической сцене, показал основной закон политики: людей привлекает всё яркое и неординарное. Калачёв понял, что отсутствие ярких фигур среди системных политиков компенсируется присутствием на политической арене разных клоунов.
В 2009 году создатель шуточной «Партия любителей пива» вошел в 20-ку лучших политтехнологов России. Занимался многими предвыборными кампаниями представителей партии власти и участвовал в организации стратегии выборов президента 2018 года.