Найти тему
Рексофт

Российский софт от «Рексофт»: как аэропорт «Домодедово» перешел на новое ПО

Где вы меньше всего ожидаете столкнуться с проблемой импортозамещения программного обеспечения (ПО)? Возможно, отправляясь в путешествие за границу и сдавая багаж сотруднику аэропорта.

Московский аэропорт Домодедово столкнулся с проблемой, требующей быстрого и эффективного решения. Для аэропорта, а конкретнее для нового терминала Т2, обслуживающего международных рейсы, было закуплено голландское оборудование Vanderlande Industries. В терминале ежедневно тысячи россиян и иностранцев, прибывающих и покидающих Россию, должны были отправлять и получать свой багаж.

Однако Vanderlande покинула российский рынок в марте 2022 года, не установив ПО на предоставленное оборудование. Аэропорт был вынужден заменить программную часть на отечественный продукт, который способен управлять иностранным «железом».

Над «переводом» оборудования на отечественный «софт» работали специалисты «Рексофт», создав собственную АССБ (автоматизированную систему сортировки багажа) и адаптировав ее под нужды Домодедово.

С начала проектирования до запуска АССБ весь
процесс занял восемь месяцев. Работы было немало: системы такого уровня функционируют как комплекс — «оборудование + софт». АССБ выполняет множество операций: регистрацию, сортировку, транспортировку, досмотр, хранение, комплектацию багажа рейсы, а также выдачу багажа пассажирам при прилете.

-2

Программное обеспечение от «Рексофт» регулирует все: от автоматики и контроллеров до систем управления верхнего уровня. В его «подчинении» 88 стоек регистрации, разветвленная сеть транспортировки багажа, пятиуровневая система досмотра багажа, система контроля безопасности и таможенного досмотра и многоуровневая система хранения.

Как это работает?

АССБ — единственный в России высокотехнологичный комплекс обработки багажа нового типа, построенный на базе современной технологии TUBTRAХ. Технология позволяет обрабатывать багаж в индивидуальных тележках-лотках с высокой скоростью и точностью. Скорость транспортировки багажа в такой системе в 3 раза больше, чем в обычной. Таким образом, при общем объеме обработки 6 000 единиц багажа в час время на обработку одной единицы багажа от стойки регистрации до загрузки на борт составляет 14 минут.

Подсистема хранения багажа рассчитана на 1 100 мест, включает в себя 12 трехметровых стеллажей, между которыми по специальным рельсам двигаются роботы, распределяющие багаж по нужным ячейкам. В результате пассажиры могут быть уверены, что даже при длительных стыковках или ранней регистрации их багаж будет доставлен на нужный рейс.

Как отметил Александр Семенов, директор департамента транспорта и логистики компании «Рексофт»:

«Для запуска и пусконаладки комплекса применены наши новейшие решения в области программного обеспечения по управлению системами аэропорта. Весь программный комплекс является полностью отечественным и способен управлять современным оборудованием высокого уровня сложности. Все работы по внедрению и запуску в эксплуатацию выполнены в сжатые сроки».

Подобный проект — первый случай запуска иностранного оборудования в крупном аэропорту на российском программном обеспечении. И самое важное: внедрение отечественного ПО — это путь к технологической независимости предприятия.

Больше о ней рассказал Константин Глушенков, старший инженер основного производства аэропорта Домодедово:

«Запущенная объединенной командой система обработки багажа была настроена под бизнес-процессы аэропорта Домодедово. И если раньше иностранные вендоры предлагали российским заказчикам «готовые решения» с минимальными возможностями адаптации, то в новом сегменте терминала Т2 функционирует масштабная импортонезависимая система, сделанная полностью по требованиям нас как заказчика и учитывающая все профильные российские стандарты сортировки и досмотра».

Оборудование Vanderlande Industries под управлением софта от «Рексофт» начало работать в аэропорту совсем недавно, в июле этого года, и сделало Домодедово первым среди крупнейших российских аэропортов, заменившим ПО АССБ на продукт, разработанный отечественной компанией.

-3

«Багажные» перспективы

Системы от Vanderlande Industries присутствуют в 80% аэропортов России, работающих с международными направлениями.

Переход на отечественный софт — это не только защита от отключения оборудования дистанционно с помощью ПО. В программном обеспечении может произойти сбой, исправить который иностранный поставщик уже не сможет. Может сложиться ситуация, когда произойдет поломка в механической части оборудования, а иностранный поставщик не сможет помочь эксплуатанту, даже если он обязан был делать это по ранее оговоренным обязательствам.

Решать эту проблему с оборудованием предстоит каждому российскому аэропорту в ближайшем будущем, очевидно отдавая предпочтение отечественному и уже работающему программному обеспечению.