Найти в Дзене

5 августа 1967 г. вышел дебютник Pink Floyd "The Piper At The Gates Of Dawn"

Источник: upload.wikimedia.org
Источник: upload.wikimedia.org

жанр: психоделический рок, прогрессивный рок

главные композиции: Astronomy Domine, Lucifer Sam, Interstellar Overdrive, Flaming, The Scarecrow, Bike

Один из величайших дебютов, один из главных альбомов, ознаменовавших пришествие эпохи психоделического рока в Великобритании. "Дудочник у ворот зари" настолько далеко во времени стоит от "The Dark Side Of The Moon" и "The Wall", что кажется, что их записали разные группы. Грандиозный первый итог плодотворной работы набиравшей популярность молодой новаторской британской группы. На дворе был 1967 года, самый разгар культуры "Свингующего Лондона", неотъемлемой частью которого являлся клуб UFO, в котором Pink Floyd набирали популярность: именно в лондонском андеграунде под руководством Сида Барретта группа оттачивала своё новаторское звучание, переходя от исполнения простых ритм-н-блюзов к невероятным экспериментам, которые, в конце концов, вылились в полноценный дебютный альбом.

Конечно же ему предшествовала качественная "подготовка": группа вдарила по британскому хит-параду дебютным в чём-то скандальным синглом Arnold Layne, став одним из главных новичков-хит-мейкеров английского чарта, а также записала две сложные психоделические импровизационные инструментальные композиции Interstellar Overdrive и Nick's Boogie, включённые режиссёром Питером Уайтхэдом в свой фильм "Tonite Lets All Make Love in London", идеально воссоздавший атмосферу "Свингующего Лондона". Два главных и совершенно несовместимых направления задали путь для всего творчества группы: запоминающиеся и въедающиеся в голову мелодии, совершенно безумные тексты и экспериментальный монументализм - именно это и составило основу дебютного альбома.

Противоречивость и полная нестандартность альбома заключалась, во-первых, в неординарности творческой личности лидера группы Сида Барретта, написавшего почти весь материал, а, во-вторых, в неожиданных аранжировках, то есть, в нестандартном и новаторском использовании Барреттом игры на электрогитаре и гипнотических органных партиях Ричарда Райта. Уводящие в "неземное пространство" психоделические мелодии, резкие гитарные и клавишные агрессивные вставки совмещались на альбоме с вроде бы совершенно детским настроением, созданным стихами Барретта о сиамском коте (Lucifer Sam), о ребёнке, просящем рассказать сказку (Matilda Mother), о гноме (The Gnome), о пугале (The Scarecrow), велосипеде (Bike) и местами музыкальным минимализмом. Хотя, безусловно, за такой детскостью скрывался большой в чём-то сюрреалистический смысл барреттовских идей, зачастую непонятных простому слушателю - влияние психотропных веществ так или иначе тоже являлось неотъемлемой частью психоделической культуры. Открывающая альбом композиция Astronomy Domine, полностью раскрывающая начавшееся "космическое" путешествие в мир Pink Floyd и погружающая в него с головой, надолго останется единственной композицией раннего творчества группы, которую музыканты будут периодически исполнять на своих концертах до самого конца...

Есть на альбоме лишь две песни, показывающие характер будущего лидера Pink FLoyd Роджера Уотерса, пока ещё скрывающего своих "тараканов" в тени: Take Up Thy Stethoscope and Walk (первая композиция, сочинённая лично Уотерсом в Pink Floyd и единственная на дебютном альбоме), а также Pow R. Toc H., написанная официально всем коллективом, но в особенностях "шумовой" аранжировки явно показывающая, кто "рулил" в ней в первую очередь.

Альбом записывался на студии Abbey Road с февраля по июнь 1967 года. Именно там же, в соседнем помещении битлы создавали свой главный вклад в психоделическую (и не только) культуру - Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band. Музыканты обоих коллективов неоднократно заходили друг к другу, знакомились и здоровались.

Но если Сержант Пеппер битлов стал очередным этапом в их творчестве, так или иначе ставшим Первым альбомом во всевозможных топах по мнению большинства экспертов, то The Piper At The Gates Of Dawn стал Первым и Единственным в абсолютно новом созданном мире. К сожалению, он стал единственным и для Сида Барретта, чей гений достиг апогея только на этом альбоме, после чего был медленно самоуничтожен вследствие злоупотребления лидером группы ЛСД (на второй альбом "A Saucerful Of Secrets" попала лишь одна композиция авторства Барретта с его же вокалом, но это уже было после его увольнения из команды)...

Источник: npr.brightspotcdn.com
Источник: npr.brightspotcdn.com

The Piper At The Gates Of Dawn занял 6 строчку в британском чарте альбомов, 22 - в США, а в настоящее время входит в фирменный топ-500 лучших альбомов всех времён по версии американского журнала Rolling Stone. Ну, и в мой топ, естественно, тоже входит!

Другие статьи про Pink Floyd и их участников:

21 июля 1990 г. Роджер Уотерс возродил The Wall-шоу на обломках Берлинской стены
История музыки в датах, заметки Питерского писателя и рок-музыканта20 июля 2023

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.