жанр: прогрессивный рок
главные композиции: Time, The Great Gig In The Sky, Money, Us And Them
50 лет назад вышла эта пластинка - и на землю снизошёл лунный свет через треугольную призму...
Наверное, у меня нелепо вышло пафосно начать статью о полсотнелетнем юбилее альбома, поэтому поступлю, как всегда в случае такой работы (которая, безусловно, входит в мой ТОП-3 альбомов любимых): просто пробегусь экспромтом по песням. В первую очередь, свои первые впечатления, когда я впервые послушал альбом в детстве:
Speak To Me / Breathe (In The Air)
Когда в детстве слушал впервые альбом, ещё не привык к тому, что по факту этот альбом - одна грандиозная большая песня, что к такому формату группа кропотливым трудом шла с самого 67 года. Когда думал, что наступила вторая песня, оказалось, что это уже была шестая. Стуки сердца в начале - это лично для меня ритм сердца музыки, ритм сердца истинного искусства.
On The Run
Помню, был ошарашен также в детстве, тем, что в начале 70-х звучит прямо прообраз современной электроники, прям недалеко до эмбиента. А "добило" меня, каким кропотливым трудом такую песню нужно было делать в те времена:
Time
Песня на 4-м месте среди любимых у ПФ и, моё мнение, главный пример идеала коллективного творчества Pink Floyd: концепция, текст и основа от Роджера Уотерса, резкие и пронзительные ходы от Гилмора, включая вокал и величайшее соло на двух нотах в истории, и спокойствие и умиротворение в момент Райтовских партий и вокала.
The Great Gig In The Sky
Самая пронзительная вещь с альбома, которую после смерти Райта каждый раз очень трудно слушать без жжения в сердце. Самая пронзительная в принципе композиция из всего творчества ПФ и, само собой, апогей композиторского таланта Ричарда Райта. Естественно, что и Гилмор, и Уотерс в свои программы априори включили песню после смерти Ричарда.
Money
Я эту песню всегда воспринимал как единственный полноценный позитив на альбоме. А как ещё можно петь о деньгах? Идеальный баланс полного авторского гения Уотерса и его же один из величайших в истории басовых риффов и аранжировочного таланта Гилмора со всеми его фишками: рычащий вокал и очередное гиперсоло. Но без заигрывания с джаз-роком эта композиция бы точно не стала уникальной.
Us And Them
"Обратная сторона Pink Floyd": помпезная и депрессивная. Раньше мне из-за этого композиция не сильно заходила. Это тот случай, когда к песне приходишь постепенно. Но депрессия ясно, откуда: изначально эта мелодия Райта, которую забраковал Антониони во время отбора песен для саундтрэка к "Забриски Пойнт". Райт с таким грустным видом прописывает для неё партию в документальных кадрах из того же фильма "Помпеи"...
Any Colour You Like
Язык не поворачивается назвать эту песню "проходной" в таком альбоме. Назвал бы её просто "мостиком" или "затишьем перед кульминацией".
Brain Damage / Eclipse
На самом деле тут-то амбиции Уотерса и вылезают впервые наружу во всей красе: его первый голос, он же, до этого будучи такой дирижёрской палочкой, как бы в конце появляется, громко заявляя в кульминационной песне про психическое "расстройство мозга", будто намекая на то, от чего PF пришли в своей истории - от безумия Сида Баррета - к тому, чего они достигли и благодаря кому. При этом, не теряя связь с прошлым группы - с которым они увидятся "на другой стороне луны". И тут же громкая развязка в Eclipse, где Уотерс схитрил и составил текст по принципу "не получается написать, делай спискоманию" - в будущем Роджер будет очень часто использовать этот принцип как свою фишку. Напоследок милые кадры записи этой песни, где Уотерс из звукорежиссёрской будки и Гилмор ещё в шутливой форме перекидываются словами, будто ещё ничего не предвещало беды...
Что ж, ждём в этом же месяце обещанную Уотерсом перезапись этого альбома, выходу которого пока что сопутствуют только не самые приятные новости: то выход переносится, то политические раздраи среди бывших участников... Как всегда, не буду о политике в такую знаменательную дату....
Другие статьи про Pink Floyd и участников группы:
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.